Меню

I библиотека сделай сам знание

Автор: сундук от 1-09-2019, 05:40, посмотрело: 6551

Название: Сделай сам (Знание)
Автор: разные
Серия: Сделай сам
Издательство: Знание
Год издания: 1989-2019
Язык: русский
Формат: djvu
Размер: 622,2 Мб

О журнале:
Стремящимся овладеть различными ремеслами и умениями. Подробно и доходчиво о строительстве и ремонте, дачном хозяйстве и кулинарии, народных промыслах и мн. др.
Журнал «Сделай сам» родился в 1989 году и в первый год своей жизни «весил» всего 30 страниц, зато за год порадовал читателей аж 13 раз. Потом журнал остепенился, набрал солидности (144 стр.) и стал выходить в свет один раз в квартал.

Список номеров:
Сделай сам 1989 00-12
Сделай сам 1990 01-04
Сделай сам 1991 01-04
Сделай сам 1992 01-01
Сделай сам 1993 01
Сделай сам 1993 02
Сделай сам 1993 03-04
Сделай сам 1994 01-02
Сделай сам 1994 03
Сделай сам 1994 04
Сделай сам 1995 01-04
Сделай сам 1996 01-04
Сделай сам 1997 01-04
Сделай сам 1997 04 прил
Сделай сам 1998 01
Сделай сам 1998 02
Сделай сам 1998 02 прил
Сделай сам 1998 03
Сделай сам 1998 04
Сделай сам 1999 01-04
Сделай сам 2000 01-04
Сделай сам 2001 01
Сделай сам 2001 02
Сделай сам 2001 02 прил
Сделай сам 2001 03
Сделай сам 2001 04
Сделай сам 2002 01
Сделай сам 2002 02
Сделай сам 2002 02 прил
Сделай сам 2002 03
Сделай сам 2002 04
Сделай сам 2003 01-04
Сделай сам 2004 01-04
Сделай сам 2005 01-04
Сделай сам 2006 01-04
Сделай сам 2007 01
Сделай сам 2007 02
Сделай сам 2007 03-04
Сделай сам 2008 01-04
Сделай сам 2009 01-04
Сделай сам 2010 01-04
Сделай сам 2011 01-04
Сделай сам 2012 01-04
Сделай сам 2013 01-04
Сделай сам 2014 01-04
Сделай сам 2015 01-04
Сделай сам 2016 01-04
Сделай сам 2017 01-04
Сделай сам 2018 01-04
Сделай сам 2019 01

источник

Есть ли у библиотек будущее в цифровую эпоху, и если есть, то кому и в каком виде они будут нужны — этот вопрос красной нитью проходил через многочисленные мероприятия, приобретая разные акценты в зависимости от форматов мероприятий и возрастных групп участников дискуссионных площадок.

В. К. Степанов, кандидат педагогических наук, профессор кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ

Своеобразным финалом в обсуждении на заданную тему стала интеллектуально-дискуссионнная дуэль «К барьеру». На этот раз в роли дуэлянтов выступили Генеральный директор ВГБИЛ им. М.И. Рудомино Е.Ю. Гениева и профессор кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУ- КИ В.К. Степанов. Екатерина Юрьевна со свойственным ей неотразимым обаянием и оригинальностью изложения мысли отстаивала идею вполне успешной адаптации библиотечного сообщества в цифровом будущем к появлению новых услуг и технологий. В отличие от неё В.К. Степанов придерживался принципиально иной точки зрения: с развитием технологий, многочисленных цифровых ресурсов и универсальных гаджетов перспективы у библиотек весьма плачевные, если не сказать больше — необходимость в их услугах в скором будущем просто исчезнет. Внятное и концептуальное изложение В.К. Степановым своей позиции с несколько «отрезвляюще агрессивным» взглядом молодого поколения позволили ему набрать большинство голосов и выиграть эту дуэль. Его аргументированная позиция, озвученная в рамках интеллектуального шоу, собственно как и при обсуждении этой темы в дальнейшем, в рамках дискуссионной площадки, по мнению участников была более чем реалистичной. Постараемся тезисно раскрыть основную мысль: библиотекам и их сотрудникам надо меняться, причём максимально быстро, пока ещё есть возможность не потерять себя и читателя.

Библиотечное цифровое настоящее

Изначально человечество создавало библиотеки для обеспечения сбора, хранения, обработки и выдачи информации (прежде всего, документально зафиксированной). Поскольку информация носила дискретный характер и была рассеяна в пространстве, каждое учреждение или территория нуждались в «своей» библиотеке для удовлетворения специфических информационных потребностей. Таким образом, библиотека являлась неотъемлемым элементом системы информационных коммуникаций на протяжении всей «аналоговой» истории человечества.

Изобретение компьютера и глобальных сетей привели к построению информационной инфраструктуры, параллельной традиционной. Возникла система цифровых коммуникаций — структура передачи данных, в которой информационные потоки циркулируют в виде цифр (двоичного кода). Вещественные объекты — книги, периодические издания, карты, ноты, изоматериалы и др., — замещаются потоками невидимых и неосязаемых битов. Как следствие, устраняются расстояния, понятие тиража, сокращаются процессы обработки документов, появляется возможность круглосуточного обслуживания, потенциал интерактивных мультимедийных изданий ограничивается лишь мечтами.

Всё перечисленное кардинально меняет природу информационной деятельности.

Ключевые перемены в информационной инфраструктуре

• Рост числа электронных книг и электронных версий периодических изданий. Обогащение их новыми возможностями.

• Увеличение числа устройств, предназначенных для чтения электронных текстов при одновременном снижении их стоимости.

• Изменение поведения пользователей, привыкших получать информацию из Интернета «здесь и сейчас».

• Смещение книжного рынка в сторону сегмента э-книг. С апреля 2011 г. Amazon продаёт больше электронных книг, нежели бумажных (на каждые 100 проданных в США печатных изданий приходится 105 изданий для Kindle). Всего в Amazon представлено более 630 тыс. названий электронных книг из общего ассортимента в 1 млн изданий.

По данным Ассоциации американских издателей, в феврале 2011 г. объём продаж электронных книг в США впервые превысил показатели продаж бумажных книг.

Безудержное пиратство приводит к сокращению числа изданий: писать и издавать невыгодно, поскольку книги не распродаются и прибыль сокращается.

Объективные причины утраты библиотекой былого статуса

• В Сети сформировался массив знаний, потребляемых в повседневной жизни большинством населения планеты.

• Бесплатно доступны ежедневные новости и кулинарные рецепты, результаты футбольных матчей и классические произведения художественной литературы, фактографические сведения и электронные справочники и словари.

• Утрата монополии на информационное обслуживание. Открывшимися возможностями (режим доступа 24/7/365, отсутствие расстояний, непрерывная актуализация массива данных) воспользовались различные организации и даже отдельные граждане. В числе конкурентов библиотек:

• коммерческие полнотекстовые базы данных;

• научные репозитории (архивы);

• глобальные книготорговые проекты. Информационное обслуживание сегодня и в дальнейшем будет осуществляться посредством системы цифровых коммуникаций.

В этой системе библиотеки не в состоянии предоставить услуги на уровне требований и возможностей эпохи и вытесняются на периферию информационной деятельности.

Через 5-7 лет окончательно исчезнет аудитория, которая нуждается в предоставляемых библиотеками услугах, и они станут достоянием истории.

Библиотечное цифровое будущее

Трансформация информационного массива в цифровую форму кардинально меняет требования ко всем институтам, связанным с созданием, обработкой, распространением и хранением информации. Измениться (или исчезнуть) предстоит всем участникам системы информационных коммуникаций: авторам, читателям, издателям, книготорговцам, библиотекарям. В цифровой среде коммуникация может осуществляться напрямую на уровне автор — читатель. Необходимые ранее «посреднические организации» в виде издательств, книжных магазинов и библиотек становятся излишними.

В этих условиях забавным выглядит рейтинг пожеланий того, что библиотекам «нужно для счастья» в 2011 году: строительство новых/ремонт старых зданий; увеличение расходов на комплектование; информатизация; увеличение зарплаты; изменение законодательства. При этом, как это ни парадоксально звучит, абсолютно нет никакого осознания, что число читателей сокращается от того, что библиотека не удовлетворяет требованиям читателей — требованиям времени.

Для того, чтобы сохраниться и выжить, необходимо предоставлять новые виды услуг (искать иные экономические ниши), которые будут отвечать требованиям времени и пользоваться спросом у обслуживаемой аудитории. Направления эволюции массовых библиотек можно свести к двум аспектам: сохранению статуса информационного учреждения (попытке принять роль звена в национальной системе легального распространения интеллектуального контента) и переориентации на виды деятельности, связанные с обеспечением досуга обслуживаемой аудитории: клубы, кружки, студии, лектории, дискуссионные, выставочные и концертные площадки. Массовые библиотеки всё чаще используются не по своему прямому назначению, переориентируясь на проведение массовых мероприятий самого различного характера. Массовая работа начинает доминировать в структуре деятельности массовых библиотек. Сотрудники библиотек часто выступают в роли «кадрового резерва» управлений культуры при проведении мероприятий самого различного рода.

Первое и непременное условие выживания — осознание глобальности происходящих в информационной сфере изменений, несущих библиотекам прямую угрозу.

Законодательные инициативы, в частности Федеральный закон № 83-Ф3 подталкивают библиотеки, выбравшие «среднюю» (бюджетную) форму собственности к переориентации на досуговые услуги, которые могут принести финансовую прибыль. Всё это требует иных уставных документов; квалификации персонала и штатного расписания; структуры бюджета; показателей отчётности.

И, в итоге, — полное изменение содержания работы. Библиотека исчезает, растворяясь в других задачах. В скором времени подавляющее большинство произведений, находящихся в общественном достоянии, станет доступно через Сеть.

Задача библиотек — обеспечение бесплатного доступа к современным изданиям, большинство из которых представлено в цифровой форме. Необходимо изменить законодательство, обеспечив библиотеки правом активно работать с цифровыми ресурсами. Мы не можем жить с этой «удавкой» в виде 4-й части ГК. Мы должны изменить в законодательстве две вещи. Первое — необходимо правило справедливого использования, на котором работает весь западный мир. Ответственность за пользование цифровыми источниками лежит на читателе: можно использовать для личных целей, копировать, сохранять, но нельзя выставлять это для публичного обозрения. Второе — право на удалённую выдачу цифрового контента.

Получив право активно работать с цифровыми ресурсами, библиотеки могут претендовать на роль канала легального распространения интеллектуального контента, то есть будут продолжать выполнять свою изначальную миссию.

Самостоятельно библиотеки, даже верно осознав и правильно расставив акценты собственной работы, не в состоянии кардинально изменить ситуацию.

Требуется понимание и поддержка со стороны власти — как местной, так и федеральной. Но для этого библиотеки должны чётко ответить на вопрос — что они могут существенного и полезного дать населению.

Мне очень нравится тезис Google по набору персонала: мы принимаем лучших. И вот результат: динамизм и инновационность. Вокруг нас очень быстро меняется среда. Была одна среда, когда были простые букридеры, и совершенно другая ситуация возникла, когда появились iPad. Это иной уровень работы технологий, это постРС, после персональный компьютер. На их основе совершенно по- другому строится информационная деятельность. Библиотеки реагируют на это максимально негибко. Вы можете себе представить московскую библиотеку, которая даёт доступ к Интернету за деньги? А я в таких бываю.

«Макдональдс» бесплатно предоставляет доступ к Интернету, а к вам кто придёт? Было время, когда становились в очереди за платным Интернетом, потом перестали. Сейчас вообще в библиотеках никого нет, но до сих пор всё платно.

Библиотечная деятельность, основанная на цифровых приложениях, становится намного более интеллектуальной. Одновременно происходит резкое сокращение работ по всему циклу традиционных процессов (комплектование — каталогизация — обращение) при расширении консультационной и педагогической составляющих.

Неминуемо резкое сокращение низкоквалифицированного персонала, ранее выполнявшего технические виды работ (в т.ч. весь процесс выдачи — возврата изданий). Основной навык библиотекаря- профессионала будет сводится к консультированию при работе со всем многообразием информационных ресурсов и умению обучать читателей приёмам работы с данными.

Превращение библиотекарей в экспертов по работе с информационными ресурсами потребует проведения программы интенсивной переподготовки сотрудников библиотек.

Библиотека всё менее будет ассоциироваться с физическим местом — большим зданием, наполненным книгами. Это будет скорее функциональное понятие, связанное с выполнением определённой задачи.

Задача БИБЛИОТЕКИ: сделать доступным любое знание на Земле для каждого, кому это знание требуется и предоставить всю информацию в одном месте — там, где находится читатель.

А сохранится библиотека или исчезнет — во многом зависит от нынешнего поколения библиотекарей, так что выбор за каждым из нас.

Статья опубликована в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», который реализуется НП «Викимедиа РУ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

источник

В руках у нас сигнальный экземпляр давно ожидаемой книги. Ожидаемой – потому что основу её составили материалы одноимённой Открытой авторской онлайн-школы, которую в 2015—2016 годах вели авторы книги. Интерес и азарт слушателей были так велики, что когда дело дошло до непростых проверочных тестов, то число попыток особо упорных доходило до 16 — победа и только победа!

«Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто». Самоирония Алисы, поверенная рациональной логикой её создателя — математика Льюиса Кэрролла, как нельзя лучше отражает отношение к теме, ставшей предметом разговора в книге И.Б. Михновой и А.А. Пурника «Эффективная библиотека: как обустроить библиотеку и сделать её нужной людям» (М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2018. — 432 с., ил.).

Задумана она несколько лет назад — после того, как специалистами Российской государственной библиотеки для молодежи было подготовлено «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи», предложившее ряд новых трактовок и подходов к деятельности публичной библиотеки.

Непосредственным же толчком для написания книги стал позитивный результат работы Открытой авторской онлайн-школы И.Б. Михновой и А.А. Пурника. В течение 2015—2016 годов было проведено девять занятий, по итогам которых желающие смогли пройти тестирование и получить сертификат о прохождении обучения. В целом занятия набрали более 22 тысяч просмотров, а если учесть, что во многих библиотеках организовывался групповой просмотр, то число познакомившихся с темой на порядок больше.

Мы — в меру нашего понимания и практических знаний — рассказывали о том, как сделать, чтобы экономический и гуманитарный эффект от деятельности библиотеки превышал затраты на производство библиотечных продуктов, формирование услуг, организацию мероприятий и т.д. Как достичь этого при разных материальных и финансовых возможностях, кадровой составляющей, партнёрском окружении и иных условиях? Ведь ситуация у всех своя, а желание работать эффективно есть у каждого.

Проблемы возникли с определением жанра книги. Научное издание? Методические рекомендации? А может, публицистические заметки? Или образно: популярно о библиотечном маркетинге? В итоге получилось: практическое руководство.

Читайте также:  Как сделать анализ на вич в домашних условиях купить в аптеке

Есть такое понятие: «социально ответственный маркетинг». Оно означает, что организация в качестве своей основной задачи видит выявление потребностей, желаний и интересов целевых рынков и их удовлетворение более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами, назначение которых — сохранять или повышать благосостояние как потребителей, так и общества в целом. Это предполагает некий баланс между зачастую трудно стыкующимися с точки зрения рынка критериями: поиском средств на развитие организации, удовлетворением потребностей пользователей и общественными интересами. Всё сказанное в полной мере относится к библиотекам.

Разделы книги представлены в виде 10 факторов (Пользователи и их потребности; Ресурсы; Технологии; Пространство; Персонал; Услуги; Специализированные залы и службы; Равные возможности; Мероприятия и проекты; Имидж и независимые оценки). Работа с ними позволит сделать библиотеку такой, какой её хотели бы видеть наши пользователи, учредители и партнёры, да и мы сами, библиотекари. Каждый из факторов требует своего подхода, у каждого — индивидуальные характеристики, которые работают на эффективность библиотеки.

Основной текст того или иного раздела подкрепляется приложениями. Они раскрывают темы и проблемы, предполагающие более основательное освещение, нежели это можно позволить в рамках отдельной рубрики. Мы старались, чтобы текст каждого раздела представлял самостоятельную ценность для «узких» специалистов и мог существовать автономно.

«Лучший способ объяснить — это самому сделать». Последовав мудрому совету кэрролловской Алисы, мы в качестве основы для практических примеров и соответствующих выводов взяли опыт двух библиотечных структур. Это столичная централизованная библиотечная система «Киевская», в которой наша команда работала в 1996–2006 годах, и Российская государственная библиотека для молодёжи, куда все мы дружно перешли в конце 2006 года и где продолжаем работать по сей день.

И в первом, и во втором случаях нам была отведена роль своего рода кризисных менеджеров, а учредители выдали карт-бланш на построение библиотечной конструкции в соответствии с нашими, весьма жёсткими и часто «перпендикулярными» существующим теории и практике, представлениями о современной, востребованной библиотеке. Сюда следует добавить неплохое знание российского и мирового опыта библиотечного обслуживания, почерпнутого из множества деловых поездок и общения с профессионалами. В итоге сначала ЦБС «Киевская» на протяжении ряда лет реализовывала крупные общероссийские проекты. Затем РГБМ стала базой разработки, внедрения и апробации новых подходов к обслуживанию пользователей в публичных библиотеках.

Общая идея книги: совместными усилиями создадим новый образ библиотеки — «пространства возможностей». Принятие же решения, куда идти, кем стать, в каком направлении мыслить, чьим советам следовать и какие ценности исповедовать, — уже личный выбор человека.

Сведём вместе вопросы, на которые мы с нашими коллегами пытались ответить в жизни и в книге, по ходу дела что-то проясняя и уточняя для самих себя:

  • Как понять, что человеку нужно, и создать спрос на библиотечные услуги?
  • Как сформировать и раскрыть библиотечные ресурсы, чтобы они соответствовали ожиданиям пользователей и были ими востребованы?
  • Как поставить библиотечные технологии на службу людям, чтобы облегчить им жизнь и упростить доступ к информации?
  • Как сделать пространство библиотеки умным, комфортным и безопасным, чтобы людям не хотелось его покидать?
  • Как собрать команду компетентных и дружелюбных сотрудников, чтобы люди получали пользу и удовольствие от общения с ними?
  • Как разработать и предложить людям услуги, адекватные их сегодняшним потребностям, и предугадать завтрашние?
  • Как правильно выбрать перспективную специализацию и не бояться вовремя отказаться от неё?
  • Как сделать библиотеку — реально, не на словах — не только доступной средой, но и местом равных возможностей?
  • Как найти гармонию между социальным заказом и реальными интересами людей и научиться доверять их выбору?
  • Как создать позитивный образ библиотеки и понять, что внешняя среда приняла и достойно оценила его?

Фактически получилась некая «цепочка» факторов, определяющих поступательное движение вперёд — навстречу образу эффективной библиотеки, действительно нужной людям. Каждый вправе определить (предположить) значимость и степень влияния того или иного фактора — в зависимости от понимания миссии, целей и задач библиотеки. Но выкинуть из цепочки ни одно звено сегодня нельзя — рассыплется.

Книга завершена. Многое осталось за её пределами. Не все и не во всём согласятся с суждениями и подходами авторов книги. Это естественное право каждого, как разбирающегося в проблеме, так и просто случайно оказавшегося рядом с темой.

И как итог. Возможно, стоит уже перестать задавать себе и другим вопросы: нужна или нет библиотека, сохранится ли во времени и в пространстве. Жизнь, она сама все расставит по местам. Просто нужно верить в себя, в свою идею и двигаться вперед. Ведь, как наставляла Алису умная Королева, «в этом мире нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

В Москве печатную книгу можно приобрести в лавке «Ботаника» РГБМ по цене 850 ₽ и по запросу в методической службе РГБМ (yurmanova@rgub.ru).

Также книгу можно купить в Межрегиональном библиотечном коллекторе издательской группы «Гранд».

Продажа книги будет проходить в дни работы Международной ярмарки интеллектуальной литературы «NON/FICTION» (28.11—02.12.2018 г.).

Публичная презентация издания состоится 29 ноября с 14:00 до 15:00 на ярмарке «NON/FICTION» в рамках профессиональной программы РГБМ.

В ближайшее время печатную книгу можно будет приобрести также в книжном магазине «Библио-Глобус». В электронном формате книга будет представлена в «ЛитРес».

источник

—> Умелые руки, Технические >> Скачать книгу Издательство: Знание
Год / месяц: 2010 / январь-декабрь
Формат: DjVu
Размер: 44 МБ
Язык: Русский
Качество: Хорошее

Полный архив журнала «Сделай сам (Знание)» за 2010 год. Издание выходит с периодичностью 4 номера в год, адресовано в первую очередь домашним мастерам и умельцам, всем тем, кто любит творить, изобретать, чинить, строить.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА 2010 ГОД:

1-2010
A.M.Агеев — Макет северного дома
В.В.Ильин, М.С.Кананыкин – Газификация сельского дома
Г.Е.Ефремов — Пили, пила.
В.Н.Сарафанников — Цифровое телевидение
А.А.Коновалов — Из бревна — брус и доски при помощи бензо- и электропилы
А.И.Рязанкин — Печь со щитком на втором этаже
А.А.Савельев — Фасад — лицо дома. Утепление фасадов под штукатурку и облицовку клинкерными плитками
Е.В.Акулиничева — Советы садоводам, огородникам
В.В.Попов — По ладам собираем, обручами связываем
В.Н.Сарафанников — Художественное вырезывание
Л.А.Ерлыкин — Внешнее оформление дома. Окраска стен и цоколя. Двери. Секретные защёлки. Лестницы на мансарду

2-2010
Л.А.Ерлыкин — Сад без ядохимикатов. Совместимость удобрений. Очаговый полив. Несложный и дешевый парник. Арочный парник. Автоматизация парников. Обогрев парников
А.А.Савельев — Сайдинг
В.В.Ильин, М.С.Кананыкин — Молниезащита и заземляющие устройства на приусадебном участке
В.Н.Сарафанников — Photoshop? Это очень просто!
Л.Н.Ржевский, ММ.Тимофеев — Новый взгляд на проектирование ручных
хозяйственных тележек
В.А.Волков — Для слесаря-самоделыцика — плашки, клуппы, воротки, метчики, труборезы, тиски
Н.Г.Беляева — Говорить об этом не принято, но.
А.В.Череватенко — Двухстенные ульи из фанеры
О.В.Каракозова — Подушечки-«подружечки»
Е.В.Акулиничева — Советы садоводам, огородникам
Ж.Н.Ширикова — История одного блюда — «стреляющие» котлеты
Е.В.Скляренко — У нас в Ростове-на-Дону

3-2010
Г.Е.Ефремов — Золотой корень — бесценное сокровище для здоровья человека
В.Н.Сарафанников — Резной декор дома
С.И.Сауткин — Установка для переработки сельхозпродуктов
В.В.Терехов — Отделка дверей рейками
А.А.Савельев — Сайдинг (продолжение)
Л.A. Ерлыкин — Автоматика в курятнике. Инструмент под рукой. Омагниченная вода. Отпугивание птиц. Посадочные разметчики
В.Н.Сарафанников — Из арсенала агента 007
Е.В.Акулиничева — Советы садоводам, огородникам
А.В.Зуев — Подсвечник, настольная лампа, вешалка
О.Т.Сотникова — Мой опыт консервирования
Н.Г.Беляева — Зелень к столу
Е.Н.Марков — Сушим грибы, ягоды, фрукты
Е.Н.Новокшонова — Нахождение водного источника с помощью биолокационной рамки
Л.А Малявко — Режет что угодно

4-2010
В.В.Иванова — Пуховый платок для пушисто-снежной зимы
Т.А.Гончарова — «Ласковые сети» кружева филе
Е.В.Акулиничева — Огород в банке. Черри-томаты. Заморские бобы. Баклажан. Семена овощей. Ревень. Перец сладкий. Огурцы
А.А.Савельев — Сайдинг (продолжение)
В.А.Воронов — Сам себе дизайнер сада
А.Ф.Семенов — Еще раз о фанерном кружеве
А.В. Зуев — Кухонная мебель
С.Я.Черенков — Малая механизация при индивидуальном строительстве
Л.А.Ерлыкин — Изготовление металлических блёсен
А.Ф. Семенов — Уход за инструментом
В.В.Терехов — Утепление окон — просто и надежно
В.И.Ильин — Устранение засора в квартирной канализации. Замок для газовой плиты
Е.В.Кубасов — Сделаем калейдоскоп

Другие новости, похожие на книгу Сделай сам (Знание) № 1-4, 2010 год:

автор: hanter10 Комментарии (0)

Вы можете разместить ссылку на книгу Сделай сам (Знание) № 1-4, 2010 год на своем сайте, блоге, любимом форуме или просто поделиться ей с друзьями:

HTML ссылка на книгу Сделай сам (Знание) № 1-4, 2010 год:

Ссылка для форума книга Сделай сам (Знание) № 1-4, 2010 год:

Ссылка на книгу Сделай сам (Знание) № 1-4, 2010 год:

Помощь по использованию электронной библиотеки книг:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ВИДЕО
( BBC. Discovery
National Geographic
Познавательные телепередачи )

источник

Стремящимся овладеть различными ремеслами и умениями. Подробно и доходчиво о строительстве и ремонте, дачном хозяйстве и кулинарии, народных промыслах и мн. др.

Журнал *Сделай сам* родился в 1989 году и в первый год своей жизни весил всего 30 страниц, зато за год порадовал читателей аж 13 раз. Потом журнал остепенился, набрал солидности (144 стр.) и стал выходить в свет один раз в квартал.

14.03.2012 г. Добавлены журналы за 2011 год.

Архив журнала «Сделай сам» — 98 номера + 7 приложений :
«Сделай сам» — 1989 год — 13 номеров — все
«Сделай сам» — 1990 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 1991 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 1992 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 1993 год — 3 номера — все
«Сделай сам» — 1994 год — 3 номера — все
«Сделай сам» — 1995 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 1996 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 1997 год — 4 номера + 1 номер Приложение к № 4 — все
«Сделай сам» — 1998 год — 4 номера + 1 номер Приложение к № 2 — все
«Сделай сам» — 1999 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2000 год — 4 номера + 2 номера Приложение к № 2 и к № 4 — все
«Сделай сам» — 2001 год — 4 номера + 2 номера Приложение к № 2 и к № 4 — все
«Сделай сам» — 2002 год — 4 номера + 1 номер Приложение к № 2 — все
«Сделай сам» — 2003 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2004 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2005 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2006 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2007 год — 3 номера — все
«Сделай сам» — 2008 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2009 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2010 год — 4 номера — все
«Сделай сам» — 2011 год — 4 номера — все

+ Путеводитель по журналам «Сделай сам» 1990 — 2011 гг.

+ Содержание по годам.1989 — 1999 гг.

источник

В предыдущей статье мы рассказали о значении прикладных библиотек в развитии современных систем моделирования. В частности, читатели узнали о возможностях конструкторских библиотек системы КОМПАС-3D и могли оценить, в какой мере использование таких приложений облегчает повседневную работу инженера.
В настоящей статье в общих чертах рассматривается, с чего начать создание собственных библиотек, чтобы сделать конструкторские решения более точными, а проектирование более быстрым, легким и удобным.

Как уже отмечалось, ни один набор библиотек к графической системе не может охватить всё множество различных направлений и отраслей промышленности и в полной мере удовлетворить требования всех категорий пользователей. Спектр задач конструкторско-технологической подготовки производства стал настолько широким, что решение некоторых из них как стандартными, так и прикладными средствами, предоставленными компанией — разработчиком ПО, может отнимать слишком много времени и быть нерациональным, а в редких случаях даже невозможным.

Огромный перечень областей применения САПР — первая причина, по которой любая из современных CAD-систем должна быть максимально открытой и обязательно содержать инструменты для создания пакета пользовательских библиотек. Второй причиной является ориентация на заказчика. Если, например, подавляющее большинство предприятий, использующих ту или иную систему, работают в машиностроении, а единицы — в области производства медицинского оборудования, то разработчики прикладных библиотек вынуждены подстраиваться под первую категорию. Но для заказчиков КОМПАС никаких проблем не возникнет — они могут создать библиотеки самостоятельно.

Перечислим основные способы создания библиотек:

• создание библиотеки фрагментов (эскизов) или моделей на основе базовых возможностей системы КОМПАС-3D;

• создание библиотеки шаблонов с помощью Менеджера шаблонов;

• использование специальной макросреды КОМПАС-Макро для подготовки пользовательского приложения;

• применение инструментальных средств КОМПАС-Мастер, то есть собственно написание (программирование) библиотек.

Какой из этих вариантов выбрать? Всё зависит от поставленных целей и от вашего представления о будущей библиотеке: какой она должна быть, что будет делать (создавать, редактировать, выполнять какие-либо другие действия), насколько мощными и гибкими должны быть ее функции. Большое значение имеет и уровень вашей подготовки как разработчика. Простые библиотеки не требуют почти никаких специальных знаний, но и возможностей предоставляют немного. Создание более сложных модулей невозможно без некоторых навыков и опыта (иногда из совсем другой предметной области, в частности из программирования), при этом чем сложнее проектируемая библиотека, тем более глубокие знания необходимы. Под сложностью библиотеки здесь следует понимать уровень автоматизации тех конструкторских решений, которые будут реализованы в создаваемом приложении. Но не стоит думать, что наиболее автоматизированная библиотека всегда является лучшим решением. Чересчур автоматизированные приложения не оставляют места инициативе и не дают возможности варьировать решения.

Для создания библиотек этого типа вам не потребуется никаких специальных навыков, кроме умения работать в КОМПАС-График или в КОМПАС-3D. С помощью таких библиотек каждый проектировщик может систематизировать свой набор наиболее часто используемых элементов, чтобы облегчить доступ к ним при разработке новых чертежей или моделей.

Создать свою библиотеку фрагментов совсем несложно. Для этого в окне Менеджера библиотек нужно воспользоваться командой контекстного меню Добавить описание > Библиотеки документов. В появившемся диалоговом окне открытия библиотеки следует выбрать тип файла: КОМПАС-Библиотеки фрагментов (*.lfr), если вы создаете хранилище для чертежей или эскизов, или КОМПАС-Библиотеки моделей (*.l3d) — для наполнения будущей библиотеки 3D-моделями. В итоге в окне Менеджера библиотек должна появиться ваша библиотека, пока еще пустая. После запуска к ней можно добавлять фрагменты и модели с помощью команд контекстного меню.

Главное преимущество библиотек фрагментов — простота их создания и применения. Большим плюсом таких приложений является также то, что при появлении новых версий КОМПАС не нужно подгонять или изменять их структуру под только что выпущенный релиз. Достаточно загрузить старый файл библиотеки в Менеджер библиотек, и можете не сомневаться — всё будет работать.

Недостатком подобных библиотек является ограниченность их функциональных возможностей. Автоматизация таких библиотек достигается только за счет параметризации объектов, которыми вы наполняете приложение, а библиотека лишь ускоряет процесс поиска и вставки нужного графического элемента в документ и обеспечивает лучшие условия для их хранения (не в отдельных файлах, раскиданных по жесткому диску, а упорядоченно, в едином файле-библиотеке).

Более широкими возможностями, по сравнению с библиотеками фрагментов, обладают библиотеки шаблонов КОМПАС-3D.

Создание библиотеки моделей

Пример пользовательской библиотеки, содержащей модели шпонок, и ее применение

Пример пользовательской библиотеки шаблонов для создания трехмерной модели гайки

Библиотека шаблонов — это прикладная библиотека, состоящая из базового параметризованного чертежа или трехмерной модели, таблицы переменных, набранной в соответствии с некоторыми правилами в табличном редакторе MS Excel, и схемы — документа КОМПАС-3D или рисунка, содержащего имена переменных. Библиотека представляет собой файл с расширением *.tlm, с помощью которого переменным параметризованного фрагмента или детали ставятся в соответствие значения, набранные в Excel-таблице. Для создания библиотек шаблонов предназначено специальное приложение под названием Менеджер шаблонов.

Разработку шаблона следует начинать с создания его прототипа (фрагмента или детали), пользуясь стандартными средствами КОМПАС-График или КОМПАС-3D. Затем необходимо параметризовать вычерченный фрагмент или эскизы модели и назначить внешними все переменные, которые вы планируете вводить (набирать) в таблице Excel. Следующим шагом является создание таблицы значений. Такая таблица формируется в редакторе Excel и включает названия внешних параметризованных переменных, флаги видимости колонок значений в Менеджере шаблонов, конкретные значения или их интервал для каждой переменной и др. Детально с правилами заполнения таблиц к шаблонам вы можете ознакомиться в файле-справке и примерах, поставляемых вместе с библиотекой шаблонов. Формирование еще одной составной части шаблона — схемы параметров — не вызовет особых затруднений. Схемой может быть любой графический файл системы КОМПАС-3D или файл-рисунок в формате *.bmp, *.gif или *.jpg.

Когда все три рассмотренных выше компонента подготовлены, их нужно собрать в единое приложение. Для этого, пользуясь командой Новая библиотека, следует указать название будущей библиотеки и папку, где она будет размещена. Далее необходимо оформить внутреннюю древовидную структуру библиотеки, то есть разделы и подразделы, в которых будут находиться подготовленные вами шаблоны.

Завершающий этап подготовки библиотеки — это наполнение разделов соответствующими шаблонами, для чего следует воспользоваться командой Создать шаблон. После ее вызова появится небольшое окошко, в котором для каждого шаблона нужно ввести имя, указать файл с параметризованным фрагментом или моделью, файл таблицы параметров Excel и заставку (необязательно). По завершении всех этих действий библиотека шаблонов полностью готова к работе. Можно загружать определенный шаблон, вводить значения переменных и вставлять готовую деталь или фрагмент в документ.

Каковы же существенные отличия библиотек шаблонов от библиотек фрагментов? Прежде всего это возможность вставки в документ не всего фрагмента, а отдельных его слоев, а также наличие ряда дискретных значений для переменной, что исключает ввод или выбор пользователем ошибочных значений. Кроме того, переменные шаблонов могут быть различных типов, в том числе логических и строковых, а в размерных надписях фрагмента-заготовки несложно резервировать переменные для текстовых подстановок (они должны выделяться с обеих сторон знаком #). Главным же преимуществом библиотек шаблонов является то, что при использовании шаблона не приходится изменять вручную параметризованные переменные, как это делалось бы при вставке фрагмента или модели из библиотеки фрагментов. При вставке объекта в активный документ Менеджер шаблонов сам позаботится о том, чтобы подставить нужные значения из выбранного пользователем ряда.

Безусловно, на разработку шаблонов уходит больше времени и при этом одних только навыков работы с КОМПАС уже будет недостаточно — придется изучить принципы работы Менеджера библиотек. Зато применение шаблонов дает возможность достаточно гибко автоматизировать создание типовых элементов и вместе с тем не запрещает динамично управлять процессом формирования библиотечного элемента.

Создание прикладных библиотек с помощью API

Муфты, сгенерированные с помощью приложения, разработанного в среде КОМПАС-Мастер

КОМПАС-Макро — это интегрированная в систему КОМПАС-3D среда разработки конструкторских приложений на основе языка программирования Python. Почему за основу выбран именно Python? Во-первых, Python распространяется бесплатно и, как следствие, не налагает никаких ограничений на использование и распространение написанных на нем программ. Во-вторых, сегодня Python — один из самых простых и понятных языков программирования, однако при всей своей простоте он мало в чем уступает таким «китам» объектно-ориентированного программирования, как C++ и Object Pascal (Delphi).

По своей сути КОМПАС-Макро является обычной библиотекой, подключаемой к КОМПАС, только с большими возможностями. При создании приложений в КОМПАС-Макро можно пользоваться как функциями КОМПАС-Мастер (о них мы еще расскажем), так и специальными функциями макросреды, облегчающими разработку прикладных библиотек. Среди специальных функций КОМПАС-Макро следует отметить функции простановки угловых, линейных и радиальных размеров, функцию вставки в документ фрагмента, рисования линии-выноски и пр. Синтаксис перечисленных методов значительно проще их аналогов, реализованных в КОМПАС-Мастер (к примеру, вместо вызова одной-единственной функции создания линейного размера в КОМПАС-Макро при работе с API-функциями среды КОМПАС-Мастер приходится объявлять и инициализировать целых три интерфейса).

Если же вы не понаслышке знакомы с основами объектно-ориентированного программирования и у вас есть желание разрабатывать самые мощные библиотеки на базе КОМПАС-3D, то использовать вы можете КОМПАС-Мастер.

Среда разработки прикладных библиотек к КОМПАС-3D

КОМПАС-Мастер… Согласитесь, звучит несколько загадочно. Навевает мысли об утилите наподобие Мастера записи компакт-дисков в Windows. Но оказывается, все намного серьезнее.

КОМПАС-Мастер — это очень мощные инструментальные средства разработки приложений (библиотек) неограниченной сложности, функционирующих в среде КОМПАС-3D. С помощью КОМПАС-Мастер прикладной программист получает доступ ко всем без исключения функциям системы. То есть абсолютно всё, что пользователь может делать вручную, — будь то создание или редактирование графического документа, открытие и закрытие файлов, работа со спецификациями, создание таблиц, оформление чертежей, сохранение файлов в различных форматах, вставка рисунков и т.д. и т.п. — все это может быть автоматизировано с использованием КОМПАС-Мастер.

Доступ к внутренним функциям КОМПАС-График и КОМПАС-3D обеспечивается двумя путями:

• через экспортные функции, оформленные в виде dll-модулей, которые разработчик подключает к своей программе, — при создании плоских чертежей; через использование СОМ-объектов — при программном формировании твердотельных моделей;

• с помощью технологии Automation (Автоматизации), реализованной через API (Application Programming Interface — программный интерфейс приложения) системы КОМПАС. Управление и взаимодействие с системой при этом оформлено через интерфейсы IDispatch.

Использование интерфейсов IDispatch возможно в любой из наиболее распространенных сегодня сред программирования (Visual C++, Delphi, C++Builder, Visual Basic). Интеграция с такими мощными программными пакетами позволяет, помимо применения графического инструментария КОМПАС, использовать в создаваемых модулях все преимущества современного объектно-ориентированного программирования.

На последнем рисунке изображены трехмерные сборки четырех различных типов муфт (зубчатой, упругой втулочно-пальцевой, торообразной с резиновой оболочкой и продольно-свертной), в которых на первый взгляд нет ничего необычного. Ничего, за исключением того, что все эти муфты полностью сгенерированы программно — при помощи конструкторской библиотеки, разработанной в среде КОМПАС-Мастер. Их создание заключалось только в выборе пользователем диаметра соединяемых валов и нажатии кнопки «Строить». Все остальные операции спрятаны внутри программы.

Но за всю эту мощь КОМПАС-Мастер приходится расплачиваться. В отличие от библиотек фрагментов или шаблонов, в этом случае вам не обойтись знанием только КОМПАСа. Для программирования библиотек нужно уметь четко формулировать задачу: что будет решаться с помощью создаваемого приложения, представлять себе все возможные пути ее решения (для составления правильного алгоритма), а также освоить приемы работы с одной из вышеназванных сред программирования, для того чтобы все грамотно запрограммировать. Разработчик прикладных САПР должен быть одновременно и инженером, и программистом, обладая при этом немалым терпением. Нужно быть готовым потратить время и нервы на нелегкую отладку программ. Даже если вы профессионал высокого класса, ошибки не исключены, а их поиск и устранение могут быть не менее долгими и утомительными, чем процесс написания библиотеки.

Зато, преодолев все эти трудности, вы получите удобное и гибкое приложение, обладающее функциональностью и интерфейсом, которые полностью удовлетворяют вашим требованиям. Программу можно заставить «думать» — самостоятельно выбирать, анализировать и обрабатывать необходимые данные, производить определенные действия в зависимости от прочитанных значений, делать сложные расчеты и выводы по их результатам и пр. И всё это для того, чтобы максимально облегчить работу инженера, избавить его от выполнения рутинных операций.

Мы закончили рассказ о наборе разнообразных приложений к системе КОМПАС-3D. Главная цель этого обзора — показать значение прикладных библиотек для улучшения качества и ускорения проектирования в целом и с использованием КОМПАС-3D в частности. Учитывая, что стандартные библиотеки не всегда могут удовлетворить всех пользователей, в статьях были рассмотрены различные способы создания конструктором собственных приложений — от простых утилит до сложных модулей, обладающих мощной функциональностью.

Наверняка искушенные пользователи КОМПАС-3D знают и активно применяют эти возможности. Данный материал поможет систематизировать их знания о системе и ее приложениях. Полезной окажется данная статья и для молодых специалистов конструкторско-технологических отделов, которые зачастую являются экспертами при выборе и внедрении САПР. Надеемся, вышеизложенная информация будет учтена при принятии важных решений и генерации новых идей и в конечном счете будет способствовать повышению качества проектируемой продукции.

источник

Консультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.

Один из соавторов книги «Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/

кому: топ-менеджерам, руководителям

Часто ли Вы ловите себя на мысли: “Чёрт возьми, ну как же мне ему пересадить свои мозги?” Трансплантология — дело опасное. Существует куда более безболезненный способ. Об этом и пойдёт рассказ.

Часто ли Вы сталкиваетесь с расширением или заменой персонала? Знакома ли Вам утрата квалификации действующими сотрудниками? Сколько месяцев у Вас занимает обучение новичков? Три? Шесть? Или все двенадцать месяцев?

Сложно поверить, что все эти задачи решаются в несколько раз быстрее за счёт наличия базы знаний организации. Сначала — как база знаний может помочь, а потом — из каких элементов она состоит. Не любите читать? Тогда смотрите подготовленный мной видео-урок.

Первая проблема стандартная, это когда вы либо расширяете, либо заменяете часть людей. И отсюда что вытекает? Длительное время на обучение новичков и крайне низкая производительность труда первые 2-3 месяца работы.

Я Вас уверяю, что с помощью хорошо построенной системы и базы знаний, про которую мы поговорим ниже, Вы сможете решать эту задачу гораздо быстрее. Конечно, время её решения будет зависеть от квалификации человека, которого Вы меняете и ещё от многих параметров.

Но, при прочих равных, при наличии базы знаний Вы сэкономите значительное количество времени. А время, хочу Вам напомнить, — это деньги. Это и затраты на оплату труда, и недополученная Вами прибыль.

Ещё одна типовая проблема — если люди что-то давно не делали, то это постепенно забывается. Поэтому цель внедрения базы знаний — предотвратить подобные ситуации. С ней всегда можно вспомнить, что же необходимо делать.

Важная часть базы знаний — примеры работ, видеосеминары, видеозаписи и аудиозаписи успешных переговоров, разговоров с клиентами, с контрагентами.

На мой взгляд, это то, что наглядно задает стандарты качества работы. Вы пишете «вежливо общаться» в регламенте, но эти слова каждый поймет по-своему, исходя из своего бэкграунда воспитания, жизненного опыта. Прослушивая эталонные записи, сотрудник услышит живые примеры. “Делай, как я” всегда работает лучше, чем “делай, как я сказал”.

Предположим, у Вас в компании есть “звезда” среди сотрудников, он знает очень много. Вам такая ситуация, мягко говоря, не выгодна. Важно, чтобы эти знания использовались всеми вашими сотрудниками, пускай и не звездами. Ведь они Вам могут принести больше денег, чем сейчас.

Ну, я уж не говорю про выгоды для непосредственно линейных руководителей, самих сотрудников, когда они могут обучаться, апгрейдиться с помощью базы знаний.

Корпоративная база знаний сильно экономит время руководителя на обучение подчинённых. Получается тройной выигрыш.

Первое: экономится время сотрудника, который обучается, он обучается быстрее. Второе: компания получает больше прибыли за счет того, что сотрудник обучается быстрее. И третий очень важный момент: компании требуется меньше управленческих ресурсов. Управленческие ресурсы обходятся компании обычно дороже всего. Не правда ли?

Цель «максимум» в данном случае – организовать работу так, чтобы ваши сотрудники сами расширяли базу знаний, поддерживали её в актуальном состоянии. Потому что неактуальная база знаний — это неработающая база знаний. Иначе люди не будут к ней обращаться и пользоваться.

Видео-урок с подробным рассказом материала статьи и с живой демонстрацией примеров

Пройдёмся кратко по технологиям, которые используются при организации базы знаний.

Перво-наперво, это регламенты. Регламент не только задаёт стандарты качества, но являются и алгоритмом выполнения работы. Про необходимость системы регламентов я писал в статье “Система регламентов в компании как краеугольный камень эффективности руководителя”.

Работает, как часы. Если сотрудник забывает, как делать то или иное действие, он открывает такой регламент-алгоритм и вспоминает.

У нас есть в компании регламент, который обязателен для исполнения всеми сотрудниками. В этом регламенте прописаны общие вещи, общие стандарты качества, и алгоритмы решения тех или иных задач. Например, организация планирования. (см. подробнее в статье “Ежедневный план и отчёт: Как организовать, чтобы сотрудники сами планировали свой рабочий день”).

Например, есть прописанный порядок регистрации хостинга и домена для клиента. Вот чтобы таких вопросов не было каждый раз: «что делать?», или «как правильно регистрировать?», то написан отдельный алгоритм.

Я уверен, что данная работа выполняется в заданном стандартом качестве, и я могу не обучать новых сотрудников выполнению этих действий. Это достигается за счёт максимально подробного описания процесса. Как говорят в таких случаях: «Справится и блондинка».

Шаблоны документов – заранее заготовленные специальные файлы. Используя шаблон, Вы можете путём копирования создать новый документ. Шаблон может иметь формат Google Docs, Microsoft Word, Excel, AutoCAD и т.д.

Например, у нас есть шаблон чек-листа по проверке текущего статуса проекта, в Google Docs. В нём выписаны все вопросы, которые необходимы. Когда решается задача по управленческой проверке, нет необходимости искать или составлять (придумывать) новый документ.

Сотрудник просто берет шаблон, копирует и по нему отрабатывает. Это значительно экономит время. Поэтому важно давать ссылку на шаблоны в регламентах.

Поехали дальше. Важный момент, о котором почему-то забывают многие — это видео-уроки. Вы можете делать их сами или поручить своим коллегам.

Например, у Вас есть бухгалтерия из 5 человек. Дайте поручение главному бухгалтеру записать видео-уроки по выполнению каких-то важных операций, чтобы в случае если бухгалтер будет в отпуске, их могли выполнить его коллеги. Ну и опять же, в любой компании важно ликвидировать вот элемент незаменимости. Банально человек шёл, на него свалился кирпич и всё, теперь эту операцию никто не может выполнить.

Я использую для записи видео-уроков программу Camtasia. Как я это делаю? Выбираю тему, например, «Как подготовить договор», «Как разработать документацию».

Могу сымитировать подготовку нового договора, взяв реквизиты действующего клиента, и записать сам процесс. Могу записать видео в тот момент, когда мне необходимо выполнить эту работу для реального Клиента.

Таким образом, я буду решать и задачу одновременно, и фактически сделаю руководство по её решению для своих подчинённых и коллег. Для руководителя видеоуроки — это бесценный инструмент делегирования.

Дальше. Выкладывайте видеоурок на YouTube и добавляйте в регламенте ссылку на это видео. Например, возьмём работу с шаблонами документов в “Открытой Студии”.

В нашем регламенте по работе с шаблонами есть видеоурок «Структура документов Google Docs», где рассказывается, как работать с документами, как искать их, как структурированы документы Google Docs в нашей компании, основная логика. И, по-моему, там даже сказано, как работать с шаблонами, то есть, как их копировать, как добавлять стили.

Рекомендую для Youtube завести отдельный корпоративный аккаунт. А также сохранять исходники видео.

Аналогично я записал видеоурок для шаблонов Microsoft Word. Для меня важно, когда у нас появляется пример очередного Дополнительного соглашения к договору, и мы решим его шаблонизировать, чтобы это мог сделать исполнительный директор или ещё кто-то из моих коллег.

Рекомендую для Youtube завести отдельный корпоративный аккаунт. А также сохранять исходники видео. Кто знает, какой сервис будет следующим в санкционном списке! 🙂

Когда Вы выполнили некую работу с эталоном качества, то вы можете говорить: «Результат вашей работы должно выглядеть также».

Например, техническое задание, которое я делал для сайта “Открытой Студии”. Что я говорю своим коллегам? Я говорю: «Смотрите вот сюда». При постановке задачи прямо даю ссылку на этот пример. И говорю: «Вот пример реального тех. задания, на которое нужно ориентироваться. Здесь всё расписано подробно максимально. Сделайте мне такое же по детализации и подробности».

Какие задачи здесь я решаю? В следующий раз, когда кто-то будет писать тех. задание, он посмотрит на этот пример, и я думаю, что ему станет понятно, что делать. В идеале ещё и заснять видеоурок, как Вы пишете тех. задание. Таким образом, это сразу превращается в мастер-класс. Вот вам урок, вот вам результат, — при таком подходе обучать сотрудников одно удовольствие!

Может быть, Вы или ваши коллеги проводите внутренние семинары? В таком случае, они должны быть записаны на видео и выложены в базу знаний!

Например, я провожу вебинары, где рассказываю про стратегии контент-маркетинга, про возможные варианты SEO-продвижения. В дальнейшем я использую эти записи для обучения менеджеров, для обучения своих Клиентов.

Мне не надо объяснять каждому и проводить отдельных семинаров.

Все, кто работает с клиентами, кто осуществляет продажи в нашей компании, видят, что я рассказываю клиентам. Мне не надо объяснять каждому и проводить каких-то отдельных семинаров. В крайнем случае, я могу ответить на вопросы, которые возникли у моих коллег по итогам просмотра вебинаров.

В большинстве компаний подключена IP-телефония, в которой ведутся записи разговоров автоматически. Если есть пример, как Вы отработали возражение клиента, опыт успешных переговоров, опыт успешной продажи, как вы построили диалог с клиентом, выяснение его ожиданий и потребностей, то обязательно выкачивайте эту запись и добавьте в базу знаний!

Но, естественно, Вы её не размещаете в общий доступ, этого делать нельзя. Плюс с теми сотрудниками, кто имеет доступ к этой записи, желательно, чтобы было заключено соглашение о конфиденциальности. Будет некрасиво, если записи разговоров утекут куда-то.

Если в разговоре обсуждаются какие-то приватные личные моменты, то из этих записей разговоров точно не делайте обучающих материалов для других.

После прослушивания ваших записей сотрудники (или коллеги) будут знать, как Вы работаете, как отрабатываете возражения, как отвечаете на вопросы клиента, какой у Вас тон голоса и какой у Вас настрой. Самые удачные ходы, которые появляются разговорах, добавляйте в клиентский FAQ (подробнее о нём ниже).

FAQ – это ответы на часто задаваемые вопросы. Клиентский FAQ — список типовых вопросов с заранее подготовленными ответами от клиентов. Как я рекомендую их структурировать? Первое — типовые вопросы о работе вашей компании: время, схемы работы, условия оплаты, какие документы нужны для заключения договора, кому жаловаться, кому писать благодарственные письма.

По каждой ключевой услуге / товарной категории желательно иметь отдельный файл. Например, у нас есть отдельный FAQ по SEO-продвижению, отдельный — по разработке сайта на типовом решении 1C-Битрикс, отдельный — по контекстной рекламе. В них собраны вопросы, которые относятся именно к этой услуге.

У этих файлов есть ещё одно преимущество. Во-первых, их видят естественно сотрудники, они понимают четко заданные стандарты, уже не внутренние, а те, которые транслируются вовне. Во-вторых, Вы можете донести именно свои ключевые принципы с минимальными искажениями. Как вариант, при заключении договора у Вас должно стоять обязательным пунктом в регламенте, что клиент с этим FAQ должен быть ознакомлен.

На мой взгляд, очень важно разобрать все неоднозначные вопросы в FAQ, то есть не кривить душой, а говорить клиентам правду. Клиентский FAQ — один из лучших способов сформировать правильные ожидания клиентов.

Хотите получить боевой пример нашего основного клиентского FAQ? Для этого нужно выполнить 2 простых действия: 1) Оставьте комментарий к статье (в самом низу): своё мнение или опыт использования базы знаний. 2) Отправьте запрос на получение FAQ через мои личные аккаунты в социальных сетях:

Важное звено базы знаний. Собирайте лучшие книги, которые Вы прочитали, может быть, которые Вам порекомендовали эксперты. Если вашему коллеге необходимо прокачать знания и навыки в какой-то области, то рекомендуете ему соответствующую книгу / видео тренинг.

Например, есть хорошая книга по отработке негатива — простая, очень хорошо читается «Психологическое айкидо». Подробнее в моём “Обзоре книги Михаила Литвака «Психологическое айкидо»”. Сразу её в библиотеку и сделать обязательной к прочтению всем менеджерам!

Сейчас, когда появляются электронные книги, я поступаю просто. Покупаю электронную книгу и добавляю её в нашу электронную библиотеку (хранится на внутреннем сервере). Аналогично и с видео-семинарами. Кто предпочитает бумажные, у меня ещё осталась со старых времен большая-большая библиотека бумажных книг.

Предположим, в вашей компании стандартный профиль рабочего места. Разберу на примере «руководитель проектов» у нас. Мы знаем, что одна из его компетенций — это знание платформы “1С-Битрикс”. Дальше что необходимо сделать? Мы определяем, что нужно, чтобы эти знания были у руководителя проектов на приемлемом уровне для выполнения качественных работ. Эти пункты мы вставляем в план обучения.

В частности, для “1С-Битрикс” необходимо как минимум успешно изучить два курса. Первый — «контент-менеджер»; и второй — «администратор: базовый». После этого руководитель проекта сможет ставить задачи программистам и ориентироваться в административной панели “1С-Битрикс”. И взаимодействовать с клиентом, отвечать на какие-то вопросы.

Мы составляем план под каждый профиль. Дальше рассматриваем конкретного человека, который к нам пришёл работать. Есть ли у него необходимая компетенция? Если она отсутствует, Вы ему сразу создаете план обучения. Не забывайте в план обучения включать книги, видео-семинары и все остальные материалы.

Wiki-документы — как правило, не регламенты, а наборы ссылок, каких-то фишек, решений. И снова разберём на примере. Есть у нас услуга SEO-продвижение сайтов. Если кем-то из моих коллег была найдена хорошая статья, хорошая книга, полезная информация, сервис какой-то важный по данной тематике — сразу добавляет её в соответствующий wiki-документ.

Создавайте отдельный wiki-документ по каждой услуге, используемой программе, сервису

Имеет смысл заводить wiki-документ по каждой услуге, используемой программе, сервису. У нас есть такие документы по разработке сайтов, по контекстной рекламе, для менеджеров — отдельная папка по продажам, по бизнес-процессам веб-агентств и так далее.

Например, wiki-файл по работе с Microsoft Word. Есть какие-то проблемы, с которыми я столкнулся в процессе работы с Word’ом. Нахожу их решение и сразу заношу в документ. Если кому-то понадобится решение такой же проблемы, он откроет файл и найдёт его. Плюс документ использую лично (в следующий раз не трачу время на поиск решения).

Про базу знаний поговорили достаточно. А что же насчёт обучения? Есть несколько хороших принципов в обучении сотрудников, которыми я руководствуюсь.

Как человек может пройти обучение? Частично “в бою”. Когда он уже непосредственно выполняет задачу с той компетенцией, которая у него развита слабо. И, естественно, он в процессе выполнения задачи и обучается. При этом, по таким работам рекомендую давать своим клиентам скидку.

Мы в таких случаях, даём неявную скидку. К слову сказать “Открытая Студия” работает только в формате оплаты часов специалистов. Например, задачу делал человек со слабой компетенцией и затратил 3 часа на её выполнения. И мы понимаем, что ту же самую задачу другой, более опытный человек с уровнем компетенции, которую мы считаем нормой, сделал бы за 2 часа. В таком случае мы пишем клиенту только 2 часа.

Под обучение за счёт работодателя подпадают специфические знания, которые мало где могут пригодиться сотруднику в будущем. К таким знаниям я отношу в первую очередь: как организованы внутренние процессы, внутренние стандарты работы и качества, регламенты.

Обучение неким сервисам, программам из разряда «вот такого нет нигде» также осуществляется за счет работодателя.

Всё остальное сотрудник изучает за свой счет. Например: как работать с email-рассылками, принципы контент-маркетинга, те же самые курсы “1С-Битрикс”.

Я считаю это справедливым, потому что хорошее обучение повышает стоимость сотрудника на рынке труда, плюс его перспективы в жизни. Какой вклад здесь с моей стороны? Я составляю индивидуальную программу обучения для сотрудника и помогаю осваивать материалы, отвечаю на вопросы.

Плюс у нас внедрена в компании система грейдов, когда человек с большими знаниями — больше денег и получает. Работает система просто. Заранее оговариваем с сотрудником список, что нужно изучить, чтобы получать, например, на 5-10 тысяч больше, к текущему окладу. Про систему грейдов подробно расскажу в одной из следующих статей.

Ещё раз про задачи, которые решает база знаний:

  • Снижение времени на обучение новых и действующих сотрудников.
  • Увеличение качества обучения.
  • Развитие компании. Если Вы не аккумулируете текущие знания, то что же будете развивать? Когда идёт сбор знаний коллектива компании, Вы можете их оценивать, анализировать на предмет эффективности и уже дальше идти по пути развития, улучшения бизнес-процессов.
  • Выигрыш для всех: сотрудников и руководителей.

Удачи Вам, коллеги, при внедрении базы знаний! Если у кого-то будут вопросы, я с удовольствием готов с Вами обсудить: как лучше внедрять, с чего начать. А, возможно, — и помочь построить базу знаний для вашей компании.

источник