Меню

It help как сделать самому

Справочная система (далее в тексте также — «справка») — важная составная часть любой более-менее сложной (и даже простой) программы. Существуют разные форматы справочных систем. Справка в формате WinHelp — о ней в статье и пойдет речь, Html-help — как, например, справка к ОС Windows или к программам MS Office. В качестве справки может выступать набор связанных html-файлов, например так организована справка к СУБД MySQL. Из достоинств WinHelp можно назвать ее надежность и меньшие, чем у HTML-help, требования к ресурсам. Существуют различные программы для создания справочных систем названных типов. Однако, для создания несложной справки вполне достаточно стандартной программы MS Help Workshop, которая поставляется с Delphi. Потребуется еще редактор rtf файлов, в данной статье описывается работа со знакомым всем MS Word’ом. Все действия, которые будут описаны — несложные, но мне в свое время потребовалось определенное количество усилий и времени, чтобы разобраться по справке к Help Workshop, как все это делать. Надеюсь, что статья сможет облегчить этот путь для других. Расчитана она на начинающих. В статье описывается создание простой справки, оглавления к ней, создание последовательностей просмотра, вставка рисунков и гиперссылок, а также подключение справки к программе. Рассматривается только техническая сторона, вопрос о том, что написано в справке, оставлен в стороне.

В состав справки к программе обычно входит несколько файлов:

  • Файлы содержащие собственно информацию — имеют расширение .hlp
  • Файлы оглавления — .cnt (от апглийского content)
  • После первого вызова справки WinHelp создает файл .gid
  • Также другие типы файлов, например, для полнотекстового поиска, о чем в статье речь не идет.

Обычно справка содержит несколько тем и оглавление, из которого можно перейти к этим темам. Самый простой вариант: если тема — одна и оглавления нет. В таком случае просто пишем то, что нужно и сохраняем это в файле с расширением «.rtf». Для создания нескольких тем процесс усложняется ненамного:

  • Каждая тема должна заканчиваться жестким переходом на новую станицу. Для этого после окончания темы нужно в меню (напомню, что речь идет о MS Word) «Вставка» выбрать «Разрыв»->»Начать новую страницу».

Для того, чтобы тема были доступна из оглавления к справке, нужно задать ей идентификатор. Для этого нужно в то место текста, куда будет впоследствии происходить переход из оглавления (начало темы или, если нужно, другое место), вставить специальную разметку, а именно: концевую сноску. Символом сноски нужно выбрать «#». Идентификатором темы служит текст сноски. Например, создадим тему «Поддержка», отделим ее от других тем разрывами страниц и зададим ей идентификатор «support». Для этого поместим каретку ввода около заголовка темы и выберем в меню «Вставка»->»Сноска. «. В диалоговом окне (рис.1) выбираем вид сноски — «концевая», нумерация — «другая», в окошке для ввода символа пишем «#» (без кавычек, понятное дело). Нажимаем ОК, ссылка добавлена и каретка автоматически переведена к тексту ссылки. Пишем «support». Готово.
Повторяем то же самое для всех тем справки. Сохраняем файл. Теперь можно попробовать создать свой хелп.

Рис.1. Добавление концевой сноски.

Запускаем программу HelpWorkshop. Это — файл Hcw.exe в директории Delphi\Help\Tools\. Создаем новый проект через меню «File»->»New»->»Help Project». Справа на панели есть ряд кнопок, нажимаем «Files. «. В диалоговом окне добавляем наш тематический файл и закрываем это окно. Сохраним проект — это будет файл с расширением hpj (Help Project). Насколько я понял, после первого запуска Help Workshop связывает себя с файлами hpj, а также — с файлами оглавления справки (cnt), так что их потом можно открывать двойным щелчком мышью. Для создания help-файла можно просто нажать кнопку «Save and Compile». Откроется новое окно с сообщением о результате компиляции. Предположим, что все в порядке, закроем это окно. Теперь в директории, где находился наш проект (.hpj), должен появиться файл справки. Однако, при двойном щелчке мышью на нем мы сможем просмотреть только первую тему. Чтобы просматривать все темы и перемещаться между ними, нужно добавить файл оглавления.

Теперь создаем собственно оглавление. Оно состоит из элементов двух типов — разделы справки, которые включают в себя несколько тем и представлены в оглавлении справки значком книжки и сами темы — текст и картинки, представлены в оглавлении справки значком листа со знаком вопроса на нем (можно посмотреть это в оглавлении любой справки). Также в оглавление можно вставить макросы и включить файлы (include), этого я здесь касаться не буду. Справа на панели есть набор кнопок для добавления и манипуляции элементами оглавления. (Add Below — Добавить ниже, Add Above — Добавить выше, Move Right — Сдвинуть вправо, Move Left — Сдвинуть влево, Edit, Delete). При помощи них создаем нужную структуру оглавления. При добавлении раздела в диалоговом окне нужно указать только его название, при добавлении темы — название, идентификатор (тот, который мы задали ей в rtf-файле, когда вставляли концевую сноску), имя help-файла и имя окна. Если тема находится в том же help-файле, который мы указали как главный, то имя help-файла указывать не нужно. Имя окна указывать тоже не обязательно, если оно не указано, то тема откроется в окне по-умолчанию. Нужно сохранить файл оглавления (он будет иметь расширение .cnt) в той же директории, где находится help-файл лучше с тем же именем, что и help-файл. Теперь нужно снова открыть файл проекта .hpj и, нажав кнопку «Options», в открывшемся диалоговом окне на закладке «Files» указать наш файл оглавления (Contents file). Закрываем диалоговое окно, снова нажимаем «Save and Compile». Теперь при двойном щелчке мышью по значку файла справки должно открыться ее оглавление, из которого можно получить доступ ко всем темам.

Мне не удалось, похоже, это невозможно, создать такую структуру оглавления, чтобы в самом левом ряду сначала шел значок темы (например, «Общие сведения»), а под ним — значки разделов. Пришлось даже для одиночной темы создавать раздел, содержащий ее одну.

Разметка имеет следующий вид: это тоже концевые сноски, как и для идентификаторов тем, однако в данном случае знаком сноски служит не символ «#», а «+» — знак плюса. Текстом сносок может быть либо число, либо строка символов. Просмотр будет осуществляться в порядке возрастания (как при сортировке строк). Отсюда следующее — если используются номера, то нужно вставлять необходимое количество нулей перед значащими цифрами для правильной сортировки. Например, если у Вас 20 тем, то первые нужно нумеровать как 01, 02, и т.д. Возможно несколько вариантов:

  • Если последовательностей несколько, то каждая из них может иметь имя, а темы внутри последовательности отличаться номерами (например, GUI1, GUI2, GUI3, . ), Если номера не заданы, WinHelp сам создаст последовательность просмотра при компиляции проекта в том порядке, как расположены темы в файле .rtf.
  • Если не писать ничего в текстах ссылок или написать во всех ссылках «auto» (без кавычек), то WinHelp при компиляции создаст одну последовательность просмотра в том порядке, как расположены темы в файле .rtf.

Чтобы добавить кнопки навигации » >» в окне справки (по умолчанию их нет), нужно определить хотя бы одно окно. Для этого, открыв файл проекта в HelpWorkshop, нужно нажать кнопку «Windows. » в правой части окна. В диалоговом окне с закладками нажать кнопку «Add. » и в открывшемся окне ввести в поле названия «main», а поле типа окна очистить, после чего нажать OK. Теперь у нас определено одно окно, различные свойства которого можно изменять, перемещаясь по закладкам. На закладке «Buttons» отмечаем галочкой «Browse». Нажимаем ОК, готово. Теперь окно справки будет иметь нужные кнопки. Нажимаем «Save and Compile» внизу окна и можем проверять, что получилось в выходном help файле.

Первый параметр, как написано в справке, может указывать на программу или файл. Однако, как и в ShellExecute, вместо имени файла можно указать URL, например «http://www.mysite.ru» или «mailto:nekto@somemail.ru».
Чтобы создать hotspot, запускающий такой макрос, нужно сделать следующее:
Сразу после текста hotspot’a ввести символ «!», а сразу за ним — текст макроса, например:

Примечание: URL в скобках должен быть без кавычек.
Далее, нужно отформатировать этот отрывок так: текст hotspot’a должен иметь двойное подчеркивание, а символ «!» и текст макроса после него — иметь атрибут «скрытый». И то, и другое делается через меню «Формат» -> «Шрифт» (см. рис. 2) На всякий случай, еще раз уточню: двойное подчеркивание (выпадающий список рядом с «цветом текста»), а не зачеркивание..

Теперь, если добавить такой hotspot и компилировать проект, то мы увидим в своей справке, что в строке текста

Наш сайт: www.mysite.ru — адрес выглядит и функционирует как гиперссылка.

Чтобы из меню в программе вызвать оглавление справки, нужно воспользоваться функцией

Чтобы перейти к одной из определенных нами тем справки, нужно вызвать функцию где MyTopic — идентификатор темы.

Один из способов вызова справки — нажатие клавиши F1. Можно организовать вызов контекстной справки при нажатии на F1, когда активным является тот или иной элемент управления. Для этого соответствующей теме справки нужно присвоить номер, а затем этот номер присвоить свойству HelpContext элемента управления. Чтобы задать номера для тем справки, нужно открыть проект справки в HelpWorkshop и нажать кнопку «Map» в правой части окна. Нажимаем в диалоговом окне «Add», вводим идентификатор темы и произвольный номер (например, 1 🙂 ), повторяем это для всех нужных тем (каждой — свой номер), закрываем окно и нажимаем в очередной раз «Save and Compile». Затем в Delphi, в окне инспектора объектов, присваиваем нужные номера нужным элементам управления (напоминаю, свойство HelpContext).

источник

Итак, вы создали программное обеспечение, которое собираетесь продать и неплохо на этом заработать. Программа, скомпилирована, отлажена и протестирована. Единственное, чего ей не хватает, — это файла помощи. Ни одно серьезное программное обеспечение не обходится без модуля справочной информации и руководства пользователя. Это придает программе законченный вид и показывает заботу о пользователе. В этом обзоре будет рассмотрена программа Help&Manual от компании EC Software, способная генерировать help-файлы самых различных форматов.

Главным преимуществом программы является ее универсальность. С ее помощью можно получить файл справочной информации в любом из наиболее распространенных на сегодняшний день форматов (CHM, HLP, HXS, HTML, PDF, RTF, EXE, XML). Интуитивно понятный интерфейс делает программу простой в освоении. Основной блок программы составляет текстовый редактор, мало отличимый от MS Word как по интерфейсу, так и по количеству возможностей.

Интерфейс состоит из двух областей. Первая – это панель Navigation с древовидной структурой содержания файла. Вторая – редактор страниц.

В дереве задается вся структура файла содержания, так как его будет видеть пользователь. Здесь задаются заголовки папок и страниц. Для каждого элемента дерева можно задать собственную иконку и статус. В зависимости от статуса элемент выделяется своим цветом (желтый — редактируется, голубой — требует доработки, белый — готов), тем самым делая работу по наполнению страниц более наглядной.

Редактор страниц состоит из трех закладок: Topic Options (опции), Page Editor (редактор страницы), XML Source Code (исходник в формате XML).

На первой закладке определяются основные параметры текущей страницы: идентификатор страницы, идентификатор окна, в котором она будет открываться, ключевые слова, якорь по умолчанию, компиляторы, включающие данную страницу в конечный файл.

Вторая закладка – это непосредственно сам редактор, на котором пользователь пишет текст, форматирует его, добавляет таблицы, рисунки, медиафайлы, ссылки, якоря и прочее.

Третья закладка – это исходный текст страницы в формате XML. При желании пользователь имеет возможность редактировать страницу прямо в исходнике или добавлять сюда код, который невозможно ввести с помощью редактора (хотя такое трудно себе представить).

Рассмотрим некоторые важные инструменты редактора.

Якорем в программе называется невидимая метка в тексте страницы, к которой будет осуществляться переход по ключевому слову или по гиперссылке. Добавляя якорь, мы указываем для него идентификатор и ключевые слова. Все ключевые слова, указанные как целиком для страниц, так и для якорей, будут выводиться на странице «Указатель (Предметный указатель, Index) сгенерированных файлов помощи». Щелкнув по выбранному ключевому слову, будет осуществлен переход к объекту, на который то ссылается: страницу или якорь.

Читайте также:  Как сделать пасту для спагетти в домашних условиях с ветчиной и сыром

Гиперссылки здесь выполняют ту же роль, что и в интернет-браузере, – осуществляют переход на указанную страницу. Гиперссылки могут быть четырех типов.

    Ссылки на страницы текущего файла помощи. Для этого случая в параметрах ссылки указывается идентификатор страницы, на которую будет осуществлен переход. Если перейти нужно не к началу страницы, а к якорю на ней, дополнительно указываем идентификатор этого якоря. Если в программе определено более чем одно окно, здесь можно указать, какое из окон будет открываться при переходе по ссылке.

Для ссылки можно задать один из четырех стилей отображения: классическая ссылка (синий шрифт с подчеркиванием), форматированный текст, кнопка или рисунок.

Если есть необходимость добавить в проект текстовый блок, который должен отображаться только в избранных форматах файлов помощи, то на помощь придет инструмент «Условие».

В параметрах этого инструмента выбираются форматы компилируемых файлов и ставится логическое условие IF, IFNOT или ELSE (если, если не, иначе). После применения этого инструмента выделенный текстовый блок заключается в красные маркеры.

В параметрах проекта можно задать несколько предопределенных параметров, таких как заголовок, автор, копирайт, номер версии и т. д. Эти параметры можно выводить на страницах с помощью текстовых переменных. Кроме предопределенных параметров можно добавлять собственные текстовые параметры, которые также будут доступны в списке переменных.

При написании помощи нередко ее автору требуется вставить на страницу текст, интересный только ему. Эту роль в программе выполняет инструмент «Комментарий». Он вставляет на страницу текстовый блок желтого цвета, который при компиляции файла игнорируется.

В окне свойств проекта можно задать основные настройки будущего файла помощи. Все настройки разбиты на девять групп.

В первой группе задаются свойства, не зависящие от формата будущего файла. Это значения текстовых переменных (как предопределенных, так и заданных дополнительно), настройки языка, шрифт по умолчанию, каталоги с картинками, собственное хранилище картинок и прочее.

По умолчанию в программе определено одно окно с идентификатором Main. Пользователь имеет возможность добавлять новые окна и задавать для каждого из них собственные настройки. Все это делается во второй группе настроек. Здесь задаются такие параметры, как наличие у окна заголовка, цвета фона, позиция. Для файлов формата CHM и HLP здесь можно настроить набор кнопок, которые будут доступны в окне файла помощи.

Следующие семь групп содержат индивидуальные настройки для каждого формата файла помощи. Например, параметры страницы для RTF или доступность текста для выделения и копирования в файле eBook(EXE).

Из дополнительных средств Help&Manual хочется обратить внимание на три внешние компоненты, помогающие в написании инструкции.

Первая – это мощный фотограф скриншотов Screen Capture. Данная утилита позволяет делать снимка произвольной области экрана и даже отдельных элементов интерфейса: панелей инструментов, областей ввода и прочего. Более подробно, в качестве самостоятельного приложения, она описана в статье «Фотографируем окна».

Второй инструмент – это редактор шаблонов Print Manual Designer для будущих файлов в формате PDF. Здесь можно задать разметку страниц и с помощью текстовых переменных определить, как будет выводиться исходный текст в будущем файле. Шаблон, созданный в этом редакторе, сохраняется в файле MNL и в свойствах проекта подключается к настройкам формата PDF.

И последнее приложение, на которое следует обратить внимание, — это графический редактор Impict. Это довольно простой (но не примитивный) и удобный графический редактор, достаточный для нужд написания документации. Оперируя небольшим набором графических примитивов, данная утилита позволяет с легкостью создавать схемы, рисунки и диаграммы, а накладываемые эффекты позволяют сделать каждый объект изображения по-своему уникальным. Из объектов, создаваемых редактором, особо хочется выделить объект «Лупа», позволяющий увеличить изображение, на которое он накладывается. Этот инструмент будет очень полезен при работе со скриншотами с большим количеством мелких деталей.

Когда текст справки набран, содержание наполнено, ссылки, якоря и изображения расставлены, можно приступить к компиляции конечного файла. В окне компиляции нужно выбрать формат конечного файла, указать его имя и расположение. После чего нажать кнопку «OK». И все! Через несколько секунд готовый файл будет перед вами.

Удобной особенностью режима компиляции является возможность включения в скомпилированный файл опций файлов других форматов. Например, в исходном тексте у вас присутствуют условия, выводящие текстовые блоки только для файлов HLP. Но однажды вам понадобилось собрать файл в формате PDF и включить туда упомянутые текстовые блоки. Для этого вам не понадобится переписывать исходный текст проекта, достаточно в окне компиляции выбрать формат файла PDF и поставить галочку Classic Winhelp (.HLP). Cледует заметить, что для компиляции файлов CHM и HLP понадобятся собственные компиляторы. Если они не установлены в системе, их можно скачать здесь.

Без тени сомнения можно заявить, что Help&Manual является лучшим на сегодняшний день генератором файлов помощи. Универсальность, удобство редактора, мощные инструменты, простые и наглядные механизмы структуризации и связи страниц делают его таковым.

источник

Константин Вяткин
26.11.2000
Недавно один мой знакомый принес свою программу. Принес, по его словам, «уже готовую». И действительно, InstallShield, англоязычный интерфейс и прочие вещи намекали на полную готовность к выходу в люди. Поигравшись несколько минут с окошками, я нажал F1 — реакции не последовало… Увидев мой недоумевающий взгляд, приятель быстро сориентировался и изрек: «А хелпа нету! Зачем он здесь нужен — у меня же интуитивно понятный интерфейс, понимаешь!»

Справочная система — это, пожалуй, та грань, которая отделяет «поделку для друзей» от программы, предназначенной для публичного распространения. Широко распространенная шутка по поводу того, что какая-то программа работает только в присутствии программиста, ее написавшего, берет свое начало от нелюбви разработчиков к написанию грамотной, полезной и удобной документации для своих творений. Пользователи обычно гораздо менее сообразительны и образованны, чем вы предполагаете. Более того, если программа ориентирована на российский рынок, помните, что в большинстве случаев наши люди хелпов не читают (причем не читают даже перед тем, как обратиться к автору программы с вопросом — в отличие от большинства иностранцев), и лишь немногие из пользователей отважатся прочитать первую страницу вашего литературного творчества. Но, тем не менее, help программе в любом случае нужен — вопрос только, в каком виде?

Перефразируя известную народную мудрость, можно сказать, что иной программе и readme.txt — хелп. А некоторым программам не обойтись без 26 томов печатной документации. Полноценные руководства пользователя для shareware-продуктов
— явление довольно редкое, а уж печатная документация — вещь вообще невиданная (а
если она и есть, то, как правило, продается за деньги, сравнимые со стоимостью самой
программы). И потому тем более стоит проявить во всей красе литературные таланты
и любовь к потенциальному пользователю, создавая online help. Ведь и от него зависит
рейтинг, количество звездочек и «коров», которые будет носить ваша программа на
различных shareware-серверах. Кстати, о литературных талантах: люди, профессионально
занимающиеся созданием документации к программам (technical writer) — явление на
компьютерном рынке достаточно редкое, дефицитное и потому высокооплачиваемое — так
что есть шанс, что тренировка не пройдет даром.
Как я уже сказал, хелп может иметь самый различный вид — от обыкновенного
текстового файла или стандартного долгожителя WinHelp до профессионально сверстанного
файла в формате PDF (как, например, в программе Adobe Acrobat Reader). И уж самый
последний писк моды нашего Интернет-века — это HTML Help.
Продукт под таким названием разработан компанией Microsoft, а
его аналоги-конкуренты, использующие в качестве формата представления информации
HTML, носят собственные названия: это прежде всего NetHelp от компании Netscape,
WebHelp от Oracle и, наконец, JavaHelp от Sun (к сожалению, война браузеров не прошла
мимо форматов справочной системы).
Осмелюсь дать совет: если вы сегодня собираетесь создавать хелп
к своей программе, выбирайте HTML Help от Microsoft. Тому есть множество причин:
по сравнению с традиционными форматами справки, новый HTML Help предоставляет автору
гораздо больше средств для достижения целей, ранее труднодостижимых, и при этом
почти не требует дополнительных знаний. HTML Help на сегодняшний день — это наиболее
завершенное решение изо всех существующих HTML-хелпов, и он уже поставляется в составе
Windows 98 и Windows 2000. Немаловажно для shareware и то, что HTML Help от Microsoft
(при правильном его использовании) производит неизгладимое впечатление на обозревателей
различных shareware-серверов — для примера скажу, что review моей программы на сервере
ZDNet состояло из десяти строчек, три из которых являлись комплиментами и восхищенными
словами в адрес HTML Help (и еще три были посвящены поруганию многочисленных грамматических
и орфографических ошибок в английском языке, на котором этот самый хелп был написан).
За работу!
В случае текстового файла или справки в формате WinHelp понадобится
всего лишь Microsoft Word (кстати, лучше Word 95, потому что для использования в
этих целях Word 97 вам понадобится скачать с сервера Microsoft дополнительную программку
rtffix) и компилятор Help Workshop. Если захотите воспользоваться специализированными
средствами для создания WinHelp’ов — к вашим услугам огромнейший арсенал программ.
Одной из лучших программ для создания «традиционных» справочных систем является
shareware-программа российской фирмы
Anet Software. AnetHelpTool
позволяет редактировать файлы справки в двух режимах — Runtime и Design. В первом
режиме можно просматривать документ практически в том же виде, как он будет выглядеть
в WinHelp после компиляции, а во втором — редактировать текст и графику. Интерфейс
у этой программы довольно удобный, что позволяет сделать все легко и быстро. К сожалению,
насколько мне известно, пока существует версия AnetHelpTool только для Windows 3.x.
Создание справочной системы в формате hlp — не совсем тривиальная
задача, поэтому если вы все-таки прислушаетесь к моему совету и решите делать хелп
в формате HTML, тем самым здорово облегчите себе жизнь. Для этого необходима какая-нибудь
программка для редактирования HTML (Notepad, Microsoft FrontPage, Homesite, etc.)
и компилятор HTML Help (например бесплатный

HTML Help Workshop от Microsoft).
Разумеется, авторы специализированных программ для создания хелпов
и в этом случае о вас не забыли: большинство популярных пакетов уже выпущено в версиях
для HTML (например, продукты компании
ForeFront и
Blue Sky).
Особенно хочется отметить ForeHelp от ForeFront. Эта программа
позволяет не задумываться о том, в каком формате вы хотите создать свою справочную
систему… до самого этапа компиляции. То есть вы можете написать текст и лишь после
этого выбрать вид, в котором он предстанет перед пользователем (поддерживаются форматы
WinHelp 3.1, WInHelp 95, HTML/Microsoft, HTML/Netscape, стандартный HTML 3.2 и даже
просто создание печатной документации). Кроме того, из всех подобных программ именно
эта мне понравилась гораздо больше остальных. Богатейший набор функций и при этом
абсолютная легкость доступа ко всем параметрам будущей справочной системы объединены
в настолько хорошо продуманном интерфейсе, что складывается ощущение роста функциональности
программы по мере роста ваших потребностей. Дополнительно: макроредактор, редактор
ключевых слов и «связанных» тем (related topics), topic gallery и удобная работа
с изображениями — одним словом, рекомендую!
Для полного набора, пожалуй, понадобится еще и «What’s This?
Help Composer» от уже упомянутой компании Blue Sky Software. Эта программа делает
легкой и простой нудную задачу создания контекстной справки. Если у вас есть готовый
exe-файл, ActiveX-элемент или проект на Visual Basic, то с помощью этой программы
вы сможете автоматически создать ко всем диалогам шаблон контекстной справки. Не
надо больше придумывать разные ID_, долго и пытливо просматривать все диалоги и
делать прочие совсем не интересные вещи. Все сделано так просто и изящно, что после
мытарств с «ручным» выполнением той же самой работы хочется заплакать от удовольствия!
Пять звездочек ZDNet Software Library, видимо, просто так не дают…
Что писать?
Не забывайте, что хелп пишется для пользователей, и пишите его
языком этих самых пользователей. Хелп — это не техническое описание программы: в
большинстве случаев пользователя мало волнует, что «данный элемент является контролом
типа CEdit, и потому ему присущи все ограничения данного типа контрольных элементов»
(реальный пример из одной программы, не имеющей никакого отношения к программированию).
Кроме того, неплохо помнить, что в справку обычно заглядывают не от хорошей жизни,
а когда понадобится найти ответ на какой-то конкретный вопрос.
Прежде всего вам нужно определить структуру будущей справочной
системы. Для любой shareware-программы жизненно необходимы разделы типа «How to
order», «Description» или «Introduction», «Our site», «Technical support». Весьма
разумно выделить эти четыре раздела в отдельную секцию.
Вообще, для текста и содержания справочных систем характерны
два подхода: либо вы рассказываете для чего что-то предназначено, либо о том, как
что-то сделать (wanting to know vs. wanting to do). Оба этих подхода имеют право
на жизнь, и какой из них выбрать — решать вам. Решать, естественно, не от фонаря,
а исходя из тех вопросов, которые задают пользователи на стадии, когда хелпа еще
нет (а обычно, пока программа существует в виде первых бета-версий, его и не бывает).
В конце концов, грамотно написанный хелп избавит вас от кучи дополнительных вопросов
тех же самых пользователей.
Одной из самых широко распространенных ошибок при создании справочной
системы является злоупотребление длинными и подробнейшими объяснениями, превращающими
хелп в некое подобие научного трактата. Оставьте подробные объяснение для печатной
документации (которой, скорее всего, у вас не будет), а в хелпе быстро и точно помогите
пользователю найти ответ на волнующий его вопрос.
Надо сказать, что справочная система — это не только некий абстрактный
файл справки, но еще и контекстная система помощи. Обычно пользователи довольно
неохотно берутся запускать первый пункт из меню Help (потому что в этом случае им
придется искать и разбираться в справке), но вполне готовы нажать F1 на каком-то
пункте меню или воспользоваться вопросиком «What’s This?» в диалогах — так что именно
разработке системы контекстной помощи следует уделить наибольшее внимание. А это,
вообще говоря, не совсем тривиальная задача, над которой придется подумать не меньше,
чем над проектированием любой другой части интерфейса программы.
Наконец, нельзя не затронуть такую весьма болезненную для большинства
отечественных шареварщиков тему, как перевод системы помощи на английский язык.
Разумеется, лучше, если ваш английский будет понятен людям, на нем разговаривающим.
Найти знакомого, который за некоторую сумму (а то и бесплатно) переведет ваш хелп
на некий «промежуточный» вариант английского языка, нетрудно, но мой вам совет:
не пожалейте бесплатной регистрации, найдите англичанина или американца, который
доведет качество перевода до хорошего уровня. И уж ни в коем случае не представляйте
свое творение на суд обозревателей
ZDNet, пока не будете уверены
в отсутствии грамматических и стилистических ошибок. По собственному опыту знаю
— плохой английский язык перевесит для ZDNet все достоинства вашей программы. Им
будет совершенно не важно, что вы из России, когда они напишут о вашей программе
что-то типа: «There is an attractive HTML style hyperlinked help document, but the
spelling and grammar errors detract from its usefulness».
Самая ненужная часть вашей программы
Так случилось, что с момента написания первых строк этой статьи
до ее завершения прошло довольно много времени. За это время мой приятель, о котором
я упомянул вначале, успел написать хелп к своей программе и вчера приходил ко мне
показывать свой шедевр во второй раз. Как изменились акценты за прошедшее время!
Теперь он уже всячески просил меня нажимать во всех диалогах на значок контекстной
справки и просматривать ее чуть ли не ко всем элементам программы! Самое печальное,
что, поработав с его программой почти целый день, я пришел к выводу, что без справки
ее использовать просто невозможно… И это подтолкнуло меня к совершенно неожиданному
заключению.
Есть две вещи, которые, безусловно, необходимы любой профессиональной
программе. Во-первых, такая справочная система, которая позволяет легко и быстро
разобраться во всех возможностях вашей программы. И во-вторых, такой интерфейс,
который позволит пользователю никогда не задумываться о том, есть ли у вашей программы
хелп.
Успехов!

Читайте также:  Как сделать спиртометр в домашних условиях видео

источник

Как создать сайт бесплатно и самостоятельно с полного нуля не имея технических знаний? Что такое «домен» и «хостинг» и зачем они нужны? Что такое «HTML-сайт», «CMS-система» и «конструктор сайтов» и в чем их ключевые отличия друг от друга?

Если вам близки вышеперечисленные вопросы, просим устроиться поудобнее, а мы попробуем подробно ответить на них в этой инструкции. Мы понимаем всю важность, ведь научившись создавать современные и функциональные сайты, вы сможете построить интернет-представительство не только для себя или своей компании, но и предложить подобные услуги другим заинтересованным людям. На сегодняшний день это один из наиболее перспективных и стабильных видов интернет-заработка.

Любой сайт, а в идеале и сама идея о создании сайта должны начинаться с четкого понимания цели создания и дальнейшего развития нового интернет-ресурса.

С какой целью может быть создан сайт?

На самом деле, все цели создания нового сайта можно разделить на две основные категории:

Нужно признать, что в большинстве случаев интернет-ресурсы создаются именно с коммерческими целями. Давайте рассмотрим конкретные примеры подобных целей, чтобы все стало понятно.

Итак, коммерческой целью создания сайта может быть:

  • продажа товаров и услуг;
  • личный или политический пиар;
  • передача ценной информации целевой аудитории с целью последующего получения прибыли;
  • создание положительного имиджа для коммерческой компании;
  • создание сайтов для клиентов.

Что же касается некоммерческих целей создания сайта, среди них можно выделить создание интернет-ресурсов для благотворительных организаций, а также создание интернет-площадок, предназначенных для общения и обмена разнообразным контентом и информацией между определенными группами пользователей.

В первую очередь необходимо отметить, что любой грамотно созданный сайт способен решать самый широкий спектр задач. Например:

  • формирование потока целевых посетителей для вашего бизнеса;
  • организация эффективной обработки заявок, поступающих от потенциальных клиентов;
  • повышение узнаваемости компании или личного бренда создателя сайта;
  • формирование доверия со стороны потенциальных клиентов;
  • предоставление актуальной информации в наиболее востребованных форматах, таких как текст, изображения, а также видео- и аудио- материалы;
  • предоставление посетителям сайта возможности скачать интересующий их файл, например прайс-лист или презентацию предлагаемого товара;
  • автоматизация вашего бизнеса;
  • и многое, многое другое.

А вы уже знаете, какие задачи будет решать ваш сайт? Это действительно важно, потому что, только исходя из поставленных задач, можно выбрать тот тип сайта, который лучше всего подходит для создания вашего интернет-ресурса.

Технические аспекты создания собственного сайта во многом зависят от правильного выбора необходимых инструментов. Прежде всего, стоит понимать, что на сегодняшний день существует три основных способа самостоятельного создания сайта:

  • с помощью конструкторов сайтов ;
  • с помощью CMS-систем ;
  • путем самостоятельного написания исходного кода сайта.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов более подробно. Начнем с того, который, на наш взгляд лучше других подходит для новичков.

Мы убеждены, что, если у вас ограничено время или желание разбираться, то оптимальным способом будет создание сайта в конструкторе. Мы выбрали самые эффективные и простые в использовании, что для создания сайта не потребуется каких-либо знаний в области верстки, программирования и веб-дизайна.

Итак, конструктор сайта — это специализированный онлайн-сервис, включающий в себя готовые варианты графического оформления для создаваемых сайтов, а также имеющий удобный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс. В идеале современный конструктор сайтов должен позволить любому человеку создать свой собственный интернет-ресурс без необходимости получения знаний в области веб-программирования и дизайна.

Наиболее популярные конструкторы сайтов

  • Wix – один из наиболее популярных конструктов сайтов, который позволяет быстро и просто создавать интернет-ресурсы действительно высокого качества. На нашем сайте вы найдете подробный обзор этого конструктора, а также пошаговое руководство по работе с ним. Рекомендуем!
  • UKit – конструктор, который позволяет создавать современные сайты, а затем успешно заниматься их SEO-продвижением. Он имеет простой в освоении и интуитивно понятный пользовательский интерфейс, а также включает в себя продвинутую систему аналитики. Специально для читателей нашего сайта мы подготовили пошаговое руководство по работе с этим конструктором.
  • Nethouse – конструктор, который отлично подойдет для создания сайтов-визиток, сайтов-портфолио, интернет-магазинов. Он достаточно прост в первичном освоении и дальнейшем использовании. Мы подготовили его подробный обзор, а также пошаговое руководство.
  • UMI – еще один простой в освоении и использовании конструктор сайтов. Прочтите наш подробный обзор, а также пошаговое руководство по работе с ним.

Кроме того, специально для читателей нашего сайта мы составили рейтинг лучших конструкторов сайтов. Обязательно обратите на него внимание, чтобы проанализировать все возможные варианты!

Давайте вкратце пробежимся по этапам создания сайта в конструкторе Wix . Он отлично подойдет для деловых людей, кто не желает погружаться в тонкости создания сайтов и избавит их от необходимости делать свой первый ресурс на « голом » HTML или разбираться с особенностями работы CMS.

Сам процесс состоит из нескольких понятных и простых шагов, о которых чуть ниже!

Шаг первый – регистрация в конструкторе и вход в аккаунт.
Проходим простую процедуру регистрации, заполнив данные формы либо просто авторизовавшись в одной из популярных соц.сетей.

Шаг второй – выбираем базовый шаблон дизайна для будущего сайта.
Конструктор предоставляет в распоряжение пользователей коллекцию из более 500 уникальных бесплатных шаблонов! Такого выбора нет нигде!

Ваша задача будет выбрать наиболее подходящий по функционалу и визуальному оформлению шаблон, после чего можно приступать к его настройке и наполнению.

Визуальный редактор с простотой MS PowerPoint, позволяет изменять любой элемент создаваемого сайта, а также без каких-либо проблем добавлять или удалять самые разнообразные блоки и модули.

  • Добавлять на сайт необходимые страницы и наполнять их контентом .
  • Фотогалереи и видеоролики .
  • Разнообразные функциональные элементы, такие как формы, кнопки и меню .
  • Кнопки социальных сетей .
  • Функционал для ведения блога компании .
  • Реализовать полноценный интернет-магазин .
  • Активировать SEO-инструменты для продвижения создаваемого сайта.
  • Добавить красочный favicon .
  • Разнообразные счетчики и метрики для отслеживания важных параметров и характеристик сайта.
  • И еще множество и множество самых разных модулей под разные назначения.

  • Просмотрите мобильную версию, убедитесь, что вас все устраивает.
  • Подтвердите ранее введенные контактные данные.
  • Обязательно сделайте « Предпросмотр » перед запуском сайта.
  • И наконец, нажмите кнопку « Публикация », чтобы созданный вами сайт стал частью всемирной паутины и был доступен всем пользователям.

В результате вы получаете высококачественный сайт с удобной мобильной версией и совсем без технических знаний. Если у вас остались вопросы по конструктору, то вы сможете найти ответ на них в нашей подробной пошаговой инструкции.

Термин CMS происходит от английского выражения Content Management System и используется для обозначения так называемых « систем управления контентом » ( сайтом ). Эти же системы зачастую называют « движками » для сайтов. На сегодняшний день любая CMS-система позволяет управлять всем содержимым сайта с помощью простого и наглядного интерфейса.

Вполне естественно, что выбор CMS-системы зависит от цели создания конкретного сайта. Каждый движок для сайта имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Кроме того, стоит учитывать, что все CMS-системы делятся на две большие группы: бесплатные и платные движки.

  • WordPress – отлично подходит для создания блогов, сайтов-визиток, корпоративных сайтов. Кстати, сайт, который вы сейчас читаете, работает на базе именно этой CMS. И мы уже опубликовали руководство, в котором рассказывается о том, как создать сайт на WordPress.
  • Joomla – еще одна многофункциональная CMS-система, которая позволяет создать как простой сайт-визитку или корпоративный сайт, так и полноценный интернет-магазин. Обязательно прочитайте наше руководство, посвященное тому, как создать сайт на Joomla.
  • InstantCms – в первую очередь, этот движок предназначен для создания социальных сетей, городских порталов, а также сайтов знакомств и онлайн-клубов;
  • Drupal — ещё одна популярная CMS-система, которая отлично подходит для создания корпоративных сайтов, сайтов-визиток, а также сайтов-портфолио, социальных сетей и интернет-магазинов;
  • OpenCart –данная CMS-система предназначена, прежде всего, для создания интернет-магазинов. Вместе с тем стоит учитывать, что она проста в использовании, но при этом достаточно сложна в плане разработки. Как показывает практика, для разработки полноценного интернет-магазина на основе этого движка требуется привлечение опытного PHP-программиста.
  • phpBB – отличная CMS-система, предназначенная для создания форумов.
  • « 1С-Битрикс » — мощная и многофункциональная система управления сайтами. Она позволяет создавать и поддерживать интернет-ресурсы практически любого типа. В качестве ключевых особенностей стоит выделить простоту управления созданным сайтом, высокую производительность, интеграцию с 1С ( это очень важный момент для российских интернет-магазинов ), а также обширные возможности мобильного администрирования.
  • UMI.CMS – еще один достойный представитель платных CMS-систем. Девиз его разработчиков — « удобство для людей ». Специально для этого движка было создано 500 уникальных шаблонов, которые подойдут практически для любого сайта и при этом предоставят возможность доработки под каждый конкретный проект. А 2500 разработчиков будут рады помочь вам в создании сайта на основе UMI.CMS и его « затачивании » именно под ваши цели.
  • osCommerce — платная CMS-система, предназначенная для создания современных интернет-магазинов и обладающая богатейшими функциональными возможностями .
Читайте также:  Как сделать кострище на даче самому

Специально для тех, кто хочет научиться самостоятельно писать исходный код создаваемого сайта, мы подготовили пошаговую инструкцию по созданию простого сайта на HTML. Поехали!

Внимание! Если вы абсолютный новичок или просто не хотите погружаться в работу с кодом и другие технические моменты, можете смело переходить к разделу «Создать сайт с нуля или на конструкторе сайтов? »

В качестве первого примера мы создадим простой HTML-сайт , который будет состоять всего из одной страницы. HTML ( HyperText Markup Language — язык разметки гипертекстов ) – универсальный язык, предназначенный для описания веб-страниц. Его задача заключается в том, чтобы указать браузеру, что и как нужно отображать при загрузке страницы в браузере пользователя. Каждый из его тегов описывает фрагмент страницы.

Ниже приводится исходный код простейшей HTML-страницы :

Скопируйте этот код в новый текстовый файл и сохраните его на своем компьютере. Задайте для сохраняемого файла имя index.html . Затем откройте этот файл в любом браузере и посмотрите на результат.

Обратите внимание, что по умолчанию любой веб-сервер пытается выдать браузеру именно страницу с названием index.html . Поэтому в 99% случаев исходный код главной страницы сайта сохраняется в файле под таким названием и это считается хорошим тоном.

Полную версию этого простейшего HTML-сайта вы можете скачать в виде архива ( 10,8Mb) . После распаковки архива запускаем html/index.html .

Самостоятельное создание сайта с нуля состоит из трех основных этапов:

  • Создание макета сайта . Именно на этом этапе появляется четкое визуальное представление, как будет выглядеть создаваемый интернет-ресурс. Чаще всего используется Adobe Photoshop или другие растровые редакторы.
  • Верстка сайта . На этом этапе приступают к верстке сайта из макета .psd , мобильной адаптации и тестированию на корректное отображение в различных браузерах.
  • Внедрение PHP . На этом этапе сайт превращается из статичного в динамический.

Давайте разберемся со всеми этими этапами более подробно.

Чаще всего макет ( в данном случае под этим словом стоит понимать визуальное оформление ) сайта создается в программах, которые принято называть графическими редакторами. Наиболее популярными являются Adobe Photoshop и CorelDRAW . Мы рекомендуем использовать именно Photoshop , так как он чуть проще в освоении и при этом обладает богатейшими возможностями. Кроме того, именно им пользуются все веб-дизайнеры.

Создаем новый документ в Adobe Photoshop . Задаем ему имя – MySite .

Выбираем разрешение 1000 на 1000 пикселей. Оно гарантирует корректное отображение у любого пользователя, размер по вертикали в дальнейшем можно будет увеличить.

Выбираем разрешение 72 пикселя на дюйм и RGB-цвет . Эти установки делаем обязательно, так как именно они отвечают за корректное отображение веб-страницы.

Затем устанавливаем цвет фона F7F7C5 в шестнадцатеричном формате или выбираем его с помощью палитры цветов.

После этого выбираем пункт меню « Просмотр » – « Направляющие » и активируем отображение линеек и направляющих.

В пункте меню « Просмотр » — « Привязка к » необходимо проверить, что включена привязка к направляющим и границам документа.

С помощью инструмента « Текст» , вводим текстовое название будущего сайта, слоган под ним, а также контактный номер телефона справа вверху макета.

Слева от логотипа и справа от контактного номера телефона проводим направляющие, которые позволят обозначить рамки по ширине сайта.

Затем с помощью инструмента « Формы » создаем прямоугольник с закруглёнными краями ( радиус – 8 точек ) и с его помощью обозначаем место под изображение, которое будет располагаться в шапке сайта.

Теперь пришло время вставить изображение в шапку сайта.

С помощью инструмента « Текст » , и шрифта Georgia , входящего в стандартный набор операционной системы Windows , создаем навигационное меню и заголовок главной страницы сайта.

Затем, используя инструмент « Текст » и шрифт « Arial » , добавляем текст главной страницы. В данном случае лучше всего использовать блочный текст для последующей работы с ним.

Для заголовка в тексте используем черный шрифт. Для навигационного меню – белый.

Перемещая правую границу основного текстового блока, вставляем изображение в текст страницы ( справа от текста ).

Используя инструмент « Формы » — « Прямая » , проводим заключительную линию под текстом страницы.

C помощью инструмента « Текст » ( шрифт Arial ) размещаем копирайт в подвале страницы ( под линией ).

Нарезаем необходимые для вёрстки сайта фрагменты изображений с помощью инструмента « Раскройка » ( мы выделили основную картинку в шапке и картинку в тексте страницы ).

В результате проделанной работы мы создали полноценный макет сайта. В случае если вы захотите внести собственные изменения в макет страницы, PSD-файл также можно найти в архиве.

Для того чтобы сохранить и использовать результаты проделанной работы в виде изображений для последующей вёрстки сайта, переходим в меню « Файл » и выбираем пункт « Сохранить для Веб » . Затем настраиваем качество выходных изображений и сохраняем их.

В результате этого мы получим множество графических фрагментов для нашего будущего шаблона. В папке, где был сохранен сам шаблон, появится папка с изображениями ( images ). Отбираем нужные и переименовываем.

Макет страницы создан, необходимые фрагменты получены, можно переходить к верстке.

Прежде всего, необходимо создать новый текстовой файл и сохранить его под названием index.html .

Первая строка этого файла должна выглядеть следующим образом:

Она сообщит браузеру, как именно обрабатывать содержимое страницы. Далее следует набор тегов:

Пара тегов … говорит о том, что внутри содержится HTML-код .

Внутри … располагаются теги, которые не отображаются в окне браузера пользователя. Как правило, они начинаются со слова meta, и называются мета-тегами, а вот тег … отображается в качестве заголовка окна браузера и анализируется поисковыми системами.

источник

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Более
5500 человек являются участниками сообщества Смартсорсинг на данный момент

У сотрудников техподдержки наверное самый высокий уровень текучки во всей ИТ-отрасли. Найти хорошего специалиста техподдержки сложно, а новичок, поработав несколько месяцев, стремиться перейти на менее беспокойные позиции. Техподдержка часто принимает на себя негативные эмоции пользователей. Выдерживать поток негатива день за днем тяжело, но необязательно. Многое в общении с пользователями зависит от поведения самого сотрудника. Что же должен делать сотрудник техподдержки, чтобы его работа не была такой тяжелой?

Для вас звонок пользователя – это новое обращение. Пользователь на свою проблему уже потратил достаточно времени – попытки самостоятельно разобраться, ожидание на телефонной линии, а возможно его уже пару раз отфутболили с обращениями по телефону в разные ИТ-службы. Стоит ли удивляться изначально негативному настрою? Выслушайте, наконец, в чем состоит его проблема, и только потом переходит к формальному заполнению заявки – выяснению личности пользователя, отдела/компании/ номера договора и т.п. Примечательно, что скрипты для техподдержки часто предлагают противоположное.

Можно потратить полчаса на попытку разобраться с проблемой, которой не существует. Для начала стоит убедиться, что ситуация, которую видит пользователь, не является частью более крупного инцидента, который он пока не заметил.

Например, пользователь звонит с обращением «У меня мышка залипает».

Один сценарий выяснять: оптическая или механическая, проводная или беспроводная, светиться ли диод и светился ли он раньше и т.п. Разговоров на 20 минут, а до проблемы вы можете так и не добраться.

Попробуем зайти с другого конца: «Итак, у вас не работает мышь, а все остальное на компьютере работает нормально? Например, попробуйте перейти в другую программу при помощи клавиш «Alt» + «Tab» или запустить программу из стартового меню при помощи «Ctrl»+«Esc» и стрелок».

Если все работает, то можно попытаться выяснить, что случилось с мышкой. Если же нет, то мышь не причем и разбираться нужно уже с компьютером.

Типичный стереотип, которому подвержены сотрудники техподдержки – 80% проблем пользователей исправляются фразой «А вы пробовали выключить и включить?». Ну да, это часто срабатывает. В то же время, большинство пользователей достаточно хорошо знакомы с компьютером, чтобы проделать такие шаги самостоятельно.

Они отвечают «Да», даже не задумываясь над каждым вашим «Вы уже пробовали…»

— Вы пробовали выключить и включить?
— Да

— Вы держали нажатыми [Ctrl] и [Alt], когда нажимали [Delete]?”
— Да

— Вы держали компьютер над головой, когда выполняли ритуальный танец?
— Да

Вместо того, чтобы спрашивать, что пользователь уже делал, намного эффективнее дать пользователю задание, которое он должен проделать прямо сейчас и говорить с ним о том, что он видел. Эффективный метод – проделать по шагам весь путь пользователя к его ошибкам, например, запустив у себя те же программы. Если ошибка появится и на вашем компьютере, то это хорошая причина эскалировать инцидент другим специалистам.

Нельзя посадить техподдержку на Linux, если пользователи работают в Windows. Не стоит мигрировать ИТ-отдел на Windows 8, если в компании все еще активно используется Windows XP. Очень важно для сотрудника техподдержки иметь среду близкую к той, что у пользователя на компьютере. Так он может предсказать нормальное поведение компьютера и подсказать пользователю правильные шаги. Рабочая среда компьютера – лучшая подсказка в любых ситуациях, если вы хотя бы примерно знаете, что нужно делать.

Многие пользователи считают, что техподдержка должна знать абсолютно все о компьютерах и программном обеспечении. Мы с вами знаем, что среди тех кто работает на первой линии таких людей нет, но очень многие пытаются ими претворятся. Часто техподдержка пытается угадать правильное решение. В итоге пара неудачных догадок и вы полностью теряете доверие пользователей. Что же делать? Четность – лучшая политика. Если вы не знаете решения и не можете передать пользователя тому, кто знает, то попытайтесь разобраться в ситуации вместе с пользователем. Поищите в интернете, спросите не нашел ли пользователь там решение, попробуйте вместе с пользователем пройти это решение. Многие чувствуют себя глупо и неуверенно, общаясь с техподдержкой. Вовлечение пользователя в поиск решения может придать им уверенность в себе и повысить удовлетворенность от общения с техподдержкой.

Эмпатия – это очень нематериальное понятие. Тем не менее, например, совет улыбаться, отвечая на звонок действительно работает. Пользователи чувствуют ваше отношение. К сожалению, сочувствие к проблемам пользователей – это не то качество, которым отличаются большинство служб технической поддержки. Действительно, какое сочувствие может вызвать человек, который даже не может включить компьютер без посторонней помощи. С другой стороны, большинству пользователей достаточно один раз доступно объяснить правильный порядок действий, чтобы избежать их обращений в дальнейшем. Сотрудникам техподдержки и стоит чаще вспоминать о том, что они тоже многого не знают и не умеют, что вообще совершенно нормальная ситуация.

ИТ-специалисты в большинстве случаев не считают себя воспитателями детского сада для пользователей. Даже шутки при общении с пользователями чаще всего специфические и мало понятные «простым смертным». Есть такое хорошее, но постепенно выходящее из обращение слово Help Desk – служба помощи, впрочем вариант со службой поддержки тоже неплох. Задача техподдержки – помочь и поддержать пользователей. Если пользователи завершат разговор довольными, то и вы скорее всего будете чувствовать удовлетворение от хорошей работы, а значит и работать будет значительно легче.

источник