Меню

Land cruiser 80 сделал сам

«Toyota Land Cruiser 80» поражает проходимостью и долговечностью

Помните старую поговорку о том, что в России, дорог нет, а есть направления. Впрочем, так можно сказать о многих странах «третьего мира». Специально для таких условий «Toyota» спроектировала и выпустила на рынок в 1989 году великолепный джип «Land Cruiser 80». Быстрый на асфальте, непобедимый на бездорожье… Да еще комфортный и надежный. Настоящий сухопутный крейсер для любых направлений!

Автомобиль относится к разноводности так называемых профессиональных джипов. Кузов посажен на мощную раму, которая не боится ударов и встрясок. Колеса удерживаются на мощных мостах, повредить которые может либо совсем отчаяный водитель, либо гранатомет. В гамме двигателей предусмотрены специальные моторы под скверное топливо. Заправлять такие «Круизеры» можно даже на АЗС Валилия Алибабаевича из киноленты «Джентльмены удачи», который имел обыкновение разбавлять топливо ослиной мочой… А если серьезно, то специалисты сервисов в один голос твердят: это один из самых надежных внедорожников в мире.

Весной 1998 году на смену «Land Cruiser 80» пришел «Land Cruiser 100». Теперь, спустя два года, «восьмидесятки» во множестве появились на рынке подержанных машин.

«Land Cruiser 80» выпускался в трех уровнях оснащения. Они настолько отличаются, что расставляют автомобили буквально по разным классам: от простейшего «армейского» джипа до роскошнейшего люкс-внедорожника.

«STD». Самый простой стандартный вариант. Во многих странах используется в качестве армейского джипа. Внешне «STD» можно узнать по отсутствию боковых молдингов и расширителей крыльев. Это идеальная машина для постоянной работы в тяжелых условиях. Если вы покупаете «Land Cruiser» в основном для вояжей на охоту или рыбалку в глухие места, рекомендую именно «STD». Джип упрощен до предела: никаких электроники. Нет даже АБС, которая побаивается грязи. Из дополнительного оборудования ограничьтесь кондиционером, магнитолой и механической лебедкой. А виниловая обивка сидений и такой же покрытие пола позволяют мыть салон мокрой тряпкой.

«GX». Больше комфорта и внешних изысков. Появились боковые молдинги и немного хрома во внешней отделке. Бензиновые версии упираются в дорогу широкими покрышками, прикрытыми пластиковыми расширителями крыльев. В салоне «GX» наверняка будет электропакет, кондиционер и, возможно, электрический люк. Сиденья обиты тканью. Пол выстелен ковролином.

Почти все «Круизеры» в исполнениях «STD» и «GX», которые встречаются на российском рынке подержанных машин, изначально были проданы отечественными дилерами «Toyota». Предназначенные для нашей страны машины обычно снабжались либо атмосферным (без турбонаддува) дизелем, либо бензиновым карбюраторным мотором. Буквально считанное количество «GX» было продано с инжекторными двигателями, АБС и подушками безопасности. Коробка передач — только механическая.

«VX». Роскошный и престижный люкс-внедорожник. В первой половине 90-х на европейском рынке эта машина даже по цене соперничала с «Range Rover»! Приобретая «Land Cruiser VX», вы гарантированно получаете машину на широкой резине и литых дисках, с велюровым или кожаным салоном, оборудованную всеми мыслимыми оптиями, которые служат повышению комфорта. В 1994 году, когда модель претерпела легкий рестайлинг, в стандартное оснащение «VX» вошли подушки безопасности и АБС. Для этого исполнения предлагались самые мощные моторы: бензиновый инжекторный и турбодизель. Оба могли сочетаться как с механической коробкой, так и с автоматической. Но комбинация «бензин/механика» встречается столь же редко, как и «турбодизель/автомат».

…На рынке немало машин с пестрыми аппаликациями на бортах, вертикальной эмблемой-«прицелом» на капоте и шильдиками «GX-R» или «VX-R». Не лучший вариант. Это спецификация для Среднего Востока, которой посвящена глава «Мне два кондиционера и холодильник…»

Дешевые дизельные версии «STD» и «GX» отличают узкие покрышки и отсутствие расширителей крыльев

Главное отличие бензинового двигателя «Land Cruiser 80» в том, что он специально проектировался для этой модели с учетом требований, предъявляемых к профессиональному внедорожнику. Потому мотор чрезвычайно вынослив и догловечен.

Рядная 24-клапанная шестерка» объемом 4,5 литра выпускалась в двух вариантах: карбюраторном и инжекторном.

Карбюраторная версия мощностью 197 л.с. имеет маркировку «1FZ-F» — с нее начинается номер мотора. За счет пониженной степени сжатия и, как правило, отсутствия катализатора, она спокойно потребляет 92-й бензин практически любого качества. Но сложный по конструкции и настройкам карбюратор каждые год-два требует разборки и чистки, что обходится в $200.

С индекса «1FZ-FE» начинается номер инжекторного двигателя. Он выдает 205 сил. В такую машину следует заливать только качественный 95-й бензин. Зато система впрыска абсолютно беспроблемна и служит по 150.000-200.000 км.

Бензиновый мотор «Круизера» весьма недорог в обслуживании. Распредвалы приводятся почти «вечной» цепью, регулировка клапанов практически не требуется. Поэтому, кроме регулярной замены масла, фильтров и свечей, владельцы предстоит менять только ремни привода вспомогательных агрегатов через каждые 100.000 км. Главное, не забывайте чистить радиатор и менять антифриз, чтобы однажды не перегреть мотор. Специалисты сервиса рекомендуют проводить эти операции одновременно через каждые 40.000 км.

Первых серьезных трат можно ожидать только к появлению числа «200.000» на одомете. Примерно столько служат водяная помпа ($330 вместе с работой) и термомуфта вентилятора ($510 вместе с работой). А вот ремонт потекшего насоса обойдется в $175. Это — все!

Сколько мотор способен пройти до капремонта, механики на знают. Экземпляры с пробегом в 250.000-3000.000 км уже встречаются. На безмолвный вопрос инженера-диагноста «Как здоровье?», такие автомобили, будто старый еврей из бородатого анекдота, словно отвечают: «Не дождетесь!».

Бензиновый двигатель «Круизера» исключительно плавен и бесшумен. Как подобает мотору профессионального внедорожника, он уверенно тянет машину практически с холостого хода и не требует высоких оборотов. Есть только одно «но»: покупая бензиновый «Land Cruiser», следует быть готовым к расточительному расходу топлива 20-25л/100 км.

Про шасси «Land Cruiser» и… японскую бензопилу

Помните анекдот про сибирских лесорубов, которые для проверки качеств новой японской бензопилы предложили ей сначала сосну, затем вековой дуб, а напоследок — рельс Байкало-Амурской магистрали? Шасси «Land Cruiser 80» очень прочное и выносливое. Только не пытайтесь «пилить рельсы»!

Пожалуй, «Land Cruiser» не отличается отточенным поведением на асфальте. Зато прочнейшие балки-мосты обещают долгую и верную службу шасси. подвеска машины с легкостью проглатывает каменистый грейдер, разбитую колею, чистое поле… Некоторые владельцы, воодушевленные потрясающими способностями джипа, начинают по бездородью не ездить, а летать… В буквальном смысле слова поднимая машину в воздух на трамплинах, словно за ближайшим холмом раздают призы за победу в ралли-рейде…

На самом деле хороший «приз» в размере нескольких тысяч долларов получит какой-нибудь тойотовский сервис. Определить джип-«прыгун» можно по передним колесам, которые отклонены от вертикальной плоскости и словно стыдливо пытаются скрыться под крыльями. Значит, прежний владелец допрыгался по оврагам и буеракам до того, что загнул балку переднего моста. При обнаружении такой «неисправности» можно даже не торговаться, а приниматься за поиски другого автомобиля.

Если машину не путать с гоночным луноходом, то подвеска долго будет служить верой и правдой, лишь изредка напоминая о себе. График напоминаний будет выглядить примерно так:

— каждые 30.000-50.000 км потребуется замена втулок переднего и заднего стабилизаторов ($80 с работой);

— каждые 100.000-130.000 км нужно обновлять амортизаторы (примерно $200 комплект);

— каждые 200.000-250.000 км необходимо менять сайлент-блоки и… Слушайте, может, уже пора менять саму машину?

В рулевом управлении при больших пробегах за 150.000 км появляются «удары» на баранке во время проезда неровностей. Дефект устраняется заменой копеечных втулок. Возможная течь редуктора рулевого управления устраняется примерно за $250. Сами рулевые тяги, как выражаются механики, «неопределенно долговечны». Передних тормозных дисков хватает на 80.000-100.000 км ($300 за пару). Задние диски или барабаны служат дольше. На автомобилях с АБС иногда выходят из строя передние датчики вращения колес. За новый придется отдавать около $200.

Как видите, даже по «внедорожным» меркам шасси автомобиля чрезвычайно надежно. Только не надо «пилить рельсы»!

Многие автомобилисты имеют против дизелей достаточно доводов: и тихоходны, и тарахтят, и нашу солярку плохо переваривают… Но среди владельцев дизельных «Круизеров» мало желающих пересесть на бензиновый джип. Зачем отказываться от надежного дизеля с отменными характеристиками, присутствие которого легче определить по запаху из выхлопной трубы, чем на слух?

На «Land Cruiser 80» устанавливался рядный 6-цилиндровый дизель объемом 4,2 литра. Он может быть либо атмосферным, либо с турбонаддувом.

Атмосферный дизель имеет два клапана на цилиндр и обозначается индексом «1HZ», с которого начинается номер мотора. Вариант для европейского рынка имел мощностью 136 сил, однако на российскую спецификацию устанавливалась специальная топливная аппаратура, рассчитанная на нашу паршивую солярку. В результате мощность снизилась до 130 сил, зато по всеядности дизельный «Land Cruiser» соперничает с трактором «Беларусь».

Турбодизель может быть с двумя или четырьмя клапанами на цилиндр. Двухклапанная версия «1HHD-T» развивает мощностью 167 л.с. Четырехклапанный 170-сильный мотор имеет обозначение «1HD-FT». Динамические характеристики турбодизелей просто великолепны. Например, с четырехклапанником «Land Cruiser» разгоняется до 100 км/ч за 12,7 с и набирает скорость 170 км/ч. Для сравнения: бензиновый «VX» имеет аналоничную «максималку», а по разгону выигрывает у дизельной машины меньше секунды… Думаю, вы поняли тех владельцев, которые не желают расставаться с дизельными «Круизерами»?

Дизельные «Land Cruiser» в североевропейской и российской спецификациях имеют два аккумулятора, предпусковые свечи или спиральную сетку накаливания (они облегчают запуск мотора в холод), а также обогрев топливного фильтра. Поэтому, если зимой пользоваться антигелевыми присадками, проблем с дизельными «Land Cruiser» не возникает. Главное, меняйте каждые 20.000 км топливный фильтр и не ленитесь почаще сливать из него воду согласно инструкции. Тогда топливный насос высокого давления (ТНВД) будет служить долго. В противном случае можно «налететь» на $500-1.000 за его ремонт.

Если мотор с наддувом, запомните золотое «турбоправило»: строго вовремя меняйте воздушный фильтр и не выключайте двигатель сразу после остановки машины. Дайте ему хоть полминуты поработать на холостых оборотах. Тогда не придется досрочно выкладывать $2.000 за новую турбину…

После покупки «Land Cruiser» лучше не доверять счетчику пробега и сразу же поменять ремень ГРМ. Его обрыв на дизеле приводит к сильным разрушениям, и счет за ремонт пойдет на тысячи долларов. Следующая замена ремня — через 100.000 км.

Распылители форсунок нужно периодически чистить на специальной установке в специализированном сервисе. Тогда их хватит на 100.000-130.000 км. После — замена. Для дизеля, имеющего по два клапана на цилиндр, тогда придется вложить окло $420. Замена распылителей на «четырехклапанном» моторе обойдется примерно в $540. При больших пробегах за 200.000 км, как на бензиновом двигателе, возможен выход из строя насоса гидроусилителя руля и термомуфты вентилятора. За них придется выложить примерно столько же, сколько владельцы бензиновой машины.

Как видите, дизельные «Круизеры» тербуют несколько больше хлопот и денег, чем бензиновые. Но это с лихвой компенсируется расходами на топливо. Дизельные «Land Cruiser 80» потребляют всего 13-15л/100 км.

Престижный вариант «VX» выделяют большие широкие покрышки, расширенные крылья и боковые подножки

«Арабский» автомобиль можно узнать по ярким апликациям на бортам кузова и эмблеме-«прицелу» на капоте

«Мне два кондиционера и холодильник…»

В середине 90-х годов, когда я работал в дилерском центре «Toyota», такое странное требование к комплектации звучало из уст практически каждого третьего покупателя. И никто из них не мог вразумительно объяснить, зачем ему понадобились два кондиционера и холодильник…

Ни один российский или европейский официальный дилер «Toyota» продать такую машину не мог. Ибо наличие второго контура кондиционера в задней части салона и холодильного бокса между передними сиденьями — это первый признак того, что «Круизер» изготовлен в жаркоклиматической Middle East Specification (средневосточная спецификация) и предназначен для арабских стран. Везти такую машину севернее Крыма — все равно что жителя республики Бахрейн посреди зимы высадить в аэропорту Красноярска… Умереть не умрет, но чахнуть начнет обязательно.

«Арабская сборка», как некоторые ошибочно думают, тут ни причем. Все без исключения «Land Cruiser 80» изготавливались в Японии. Просто для каждого рынка сбыта готовится своя спецификация с учетом местных климатических, законодательных и иных требований. Средневосточная спецификация имеет существенные изменения в конструкции. При вывозе такой машины за пределы установленного региона она лишается гарантии. Увы, арабские «Круизеры» во множестве поступали к нам по «серым» каналам и сегодня часто встречаются на рынке подержанных машин. Узнать такие автомобили можно по ярким аппликациям на бортах и шильдикам «GX-R» или «VX-R» на задней двери. Их лучше избегать…

Почему не стоит покупать такой «Land Cruiser»? Давайте просмотрим каталог запчастей. Номера многих деталей Middle East Specification не совпадают с индексами аналогичных запчастей для евроверсий. Это, например, головка блока двигателя, стартер, радиатор, водяная помпа, электронный блок управления мотором и т.д. Список можно продолжать долго. Словом, автомобили для России и Среднего Востока изрядно различаются по конструкции. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Настроенный на жаркий климат двигатель «арабской» машины не перегреется, когда внедорожник будет буксовать в песке пустыни при 50-градусной жаре, однако он поведет себя совершенно по-иному, если придется выбираться из снежного плена в 20-градусный мороз.

Допустим, предыдущий владелец уже поменял аккумулятор и антифриз на «холодоустойчивые». Без них машина зимой просто не поедет. Но есть еще «арабский» стартер (1/4 кВт), который по мощности уступает «европейскому-российскому» (2 кВт). Его хватает, в среднем, на два года ($450). Проблемы таит и блок управления двигателем, который слишком рано уменьшает обороты во время прогрева, заставляя еще холодный мотор трястись в конвульсиях на холостом ходу. Я уже не говорю о том, что зимой «арабский» двигатель вообще не разогревается до рабочей температуры…

Читайте также:  Из чего сделать ресницы самому для кукол

Теперь — самое интересное. Столь желанный второй кондиционер необходим только в полностью загруженной машине — он овевает прохладой пассажиров последнего, третьего ряда сидений. Даже при удушающей московской жаре, которая длится неделю-другую в году, второй кондиционер не нужен. Более того: когда машина ездит по соли, идущие под кузовом и ничем не защищенные трубки второго контура кондиционера сгнивают примерно за три года. Замена всей магистрали очень трудоемка. Чтобы вернуть к жизни пресловутые «два кондиционера и холодильник», придется выложить не менее $800.

В Европе обеспеченные покупатели довольствовались обычным «Круизером» в самом дорогом исполнении. Однако в Америке и на Ближнем Востоке любят щегольнуть подчеркнутой роскошью. Специально для этих стран выпускался «Lexus LX450», представляющий собой максимально шикарный вариант «Land Cruiser 80 VX».

Технически «Lexus LX450» почти не отличается от «Toyota Land Cruiser 80 VX». Все тот же 6-цилиндровый бензиновый мотор объемом 4,5 литра с впрыском топлива, автоматическая коробка и система постоянного полного привода. И только более мягкие амортизаторы были призваны обеспечить «представительскую» плавность хода. Тем не менее, начиная с 1997 года, американские покупатели «Lexus» переплачивали лишние $2.600 по сранению со стоимостью «Land Cruiser» в аналогичной комплектации. Во столько оценивалась несколько измененная внешность, автоматический климат-контроль вместо кондиционера и эксклюзивная кожа с лишними деревянными вставками. Плюс, конечно, престиж марки «Lexus». Доплатив еще $3.250, можно было получить двухцветную окраску кузова, престижную аудиосистему «Nakamichi» с CD-чейнджером, люк в крыше, а также блокировку переднего и заднего дифференциалов.

Ни в Россию, ни в Европу «Lexus LX450» не поставлялся. Тем не менее на столичных авторынках такие машины встречаются часто. В экслуатации «Lexus» практически не отличается от обычного «Land Cruiser». Только в случае аварии придется заказывать из Америки некоторые специфичные кузовные детали вроде пластиновых накладок или лексусовской решетки радиатора. Разумеется, если «LX450» привезен откуда-нидудь из Эмиратов, его российского владельца ждут все проблемы «арабских» машин, описанные в главе «Мне два кондиционера и холодильник…»

Интерьер «Круизера» ранних годов выпуска. Отличается передней панелью, в которой приборную доску и центральную консоль объединяет единая закругленная линия

Так выглядит изнутри автомобиль после рестайлинга 1994 года. На фото показана самая простая версия «STD» без тахометра на приборной доске

Трансмиссия — это долгий разговор…

«Land Cruiser 80», которые продавались в России, снабжались разнообразнейшими типами трансмиссией. Поэтому этот раздел получился самым обширным. Мы даже разделили его на отдельные главы.

Автоматическую коробку, скорее всего, удастся получить только на бензиновом «VX». Электронно-управляемый «автомат», помимо обычного режима, имеет еще спортивный «PWR» и зимний «2nd», при включении которого автомобиль плавно трогается с места со второй передачи. Коробка весьма надежна. Ее «сжигают» только при безграмотной езде по бездорожью. Поэтому при покупки диагностика обязательна, а затем — только замена масла через 40.000 км.

В механический КПП «Круизера» даже задняя передача имеет синхронизатор! Благодаря ему задний ход включается очень легко, чтобы водителю было проще «раскачивать» увязшую в грязи или снегу машину, подавая ее назад-вперед. Сцепление при правильной эксплуатации служит порядка 200.000 км. В дальнейшем возможно появление шума подшипников коробки. Ее переборка обойдется в $1.500.

Оптимальный вариант. Комфорт и безопасность движения обеспечены в любых условиях при любой погоде. «Круизеры» с постоянным полным приводом обозначены шильдиком «Full Time 4WD». Если он отклеился, загляните в салон. На втором рычаге управления трансмиссией, которым включается понижающий ряд передач, будет изображено «H-N-L» (High-Neutral-Low). Для уверенного вождения по снегу или бездорожью межосевой дифференциал можно заблокировать.

Тойотовская трансмиссия «Full Time 4WD» обладает одной возрастной болезнью, требующей дорогостоящего лечения. В ее недрах, примерно после 150.000 км пробега, появляется удар при трогании с места. Это значит, что выработались многочисленные шлицевые соединения в переднем приводе. Переборка кардана и моста потребует примерно $2.000-3.500. Если реальный пробег машины «за сотню», надо обязательно торговаться с продавцом на эквивалентную сумму. В остальных случаях трансмиссию можно сломать только неграмотной эксплуатацией. Например, если пользоваться блокировками на асфальте.

Отключаемый полный привод

Отключаемый полный привод узнается по обозначению «2H-4H-N-4L» на рычаге. Такая схема называется «Part Time 4WD». Обычно она сочетается с карбюраторным бензиновым мотором. При такой схеме вам придется ездить на заднем приводе, а полный кратковременно использовать только на бездорожье или скользких покрытиях. Наибольшие проблемы возникают зимой: на подмороженном асфальте заднеприводный внедорожник с мощнейшим бензиновым двигателем часто норовит сорваться в занос. А режим «4×4» включать нельзя! Если плюнуть на инструкцию и всю зиму ездить на полном приводе по зимнему асфальту, то после двух-трех сезонов «рассываются» раздаточная коробка, передний кардан и редуктор моста. Готовьте $3.000-5.000… Я бы рекомендовал избегать «Круизеров» с трансмиссией «Part Time 4WD». Она вообще предназначена для машин, идущих в регионы с сухим климатом. Да, такие джипы официально к нам поставлялись, но были, по сути, ответом «Toyota» на потребность российского рынка в доступных бензиновых внедорожника. Недаром эти автомобили кое-чем напоминают дешевых «арабов». Например, отсутствием дополнительного антикора на днище.

Идеальный вариант для бездорожья

Некоторые экземпляры «GX» и «VX» с постоянным полным приводом «Full Time 4WD» снабжены блокировкой не только центрального дифференциала, но даже заднего и переднего! Столь мощным внедорожным арсеналом снабжаются очень немногие модели джипов. Это ценнейшая оптия, за которую стоит отдать лишние деньги, если вам приходится ездить по серьезному бездорожью. Когда автомобиль «висит» по диагонали в осенней колее, беспомощно кидая грязь одним задним и одним передним колесом, проблема решается не трактором из соседней деревни, а поворотом «флажка» на панели управления.

Независимо от того, какую трансмиссию вы предпочитаете, она наверняка будет долго служить верой и правдой. Перед покупкой главная ваша задача — получить машину с исправной ходовой. Поэтому тщательная профессиональная диагностика обязательна! После приобретения машины поддерживайте трансмиссию в рабочем состоянии и не экономьте на сервисе. Безалаберность и мелкие скупердяйство впоследствии обойдется дороже.

Обслуживание должно быть квалифицированным! Только механики специализированных центров знают, что каждые 10.000 км надо смазывать ряд узлов и прочищать сапуны (вентиляционные отверстия) переднего и заднего мостов. Через 20.000-40.000 км, в зависимости от условий эксплуатации, обязательно требуется замена смазки в ступичных подшипниках. Это занимает три часа времени квалифицированного специалиста, поскольку подшипники после смазки требуют грамотной регулировки.

Если все операции делать вовремя, соблюдая технологию, то даже крестовины — эти самые «слабые» детали трансмиссии — служат по 150.000 км. Беда в том, что многие «Круизеры» обслуживаются в сомнительных мастерских по принципу «масло и колодки поменяем, а остальное — ерунда…». Такой автомобиль даже со 100-тысячным пробегом будет хрустеть ШРУСами, подшипниками и поливать асфальт маслом. Стоимость крупного ремонта трансмиссии облагчает бумажник на несколько тысяч долларов.

Задняя дверь: «шкафом» или «секретером»?

Кузов «Land Cruiser 80» имеет двухстворчатую заднюю дверь. Створки открываются либо в стороны, словно дверцы шкафа, либо вверх-вниз, будто секретер. Бытует расхожее мнение, что первыми снабжаются некие «старые» модели, а вторыми — мифические «новые»…

На самом деле, оба варианта выпускались все годы параллельно. Открывающаяся «секретерным» образом вверх-вниз пятая дверь обычно встречается на дорогих версиях «VX», способных брать на борт до семи человек. В них пара кресел последнего, третьего ряда, установлена по ходу движения. «Шкафоподобной» пятой дверью снабжались 10-местные варианты «STD» и «GX». В них роль третьего ряда выполняют расположенные вдоль бортов скамейки, как в десантном самолете. Разумеется, садиться в такой отсек удобнее через распашную дверь.

Десятиместные машины активно продавались российскими дилерами. Их можно было выгодно растаможить под видом «автобуса». При покупке 10-местного «Круизера» обратите внимание на техпаспорт. Если в разделе «Категория ТС» проставлена литера «D» (автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидящих мест), то вам, видимо, придется открывать в «правах» соответствующую категорию.

Таким образом, задняя дверь не выдает возраст машины. Причем год выпуска нельзя узнать даже по определенной букве VIN-номера. Дату рождения «Круизера» можно определить, только загрузив VIN в компьютер у дилера. Визуально различаются лишь автомобили, выпущенные до и после 1994 года, когда проводилась легкая модернизация модели. Сначала верхняя часть передней панели салона была плавно-овальной, а на решатке радиатора крупными буквами красовалась надпись «TOYOTA». Затем козырек приборной панели обрел более угловатые формы. Надпись на решетке сменила тойотовская эмблема.

Телохранитель» вам не нужен!

Достоинства «Toyota Land Cruiser 80» оценил многие службы безопасности. Автомобиль часто использовали в качестве машины сопровождения. Как рассказывает сотрудник одной из охранных фирм, только «Круизеры» выдерживают на такой адской службе по 150.000 км.

источник

История Land Cruiser 80Часть первая.

Дизайн 80-й серии разрабатывался с нуля и очень кропотливо. Изначально был проведён конкурс среди сотрудников «Toyota Araco» на разработку эскизов новой модели Land Cruiser. Когда первый глиняный прототип был готов, то оценочная комиссия при «Toyota Araco» его забраковала и раскритиковала. Тогда перед дизайнерами Mr. Osava и Mr. Ichiro Suzuki (которые были ответственные за дизайн экстерьера) стояла задача изменить его в максимально короткий срок. И они его изменили, машина стала более округлая, которая была не похожа на 60-ю серию. Новый кузов подвергли испытанию в аэродинамической трубе.

Land Cruiser 80 был показан в октябре 1989 года на автосалоне в Токио. Разработка 80-й серии началась ещё в середине 80-х годов. Макет получил название «RV». Главным инженером 80-й серии был Mr. Tsuneo Yukawa.
На дворе стоял март 1989-го, дизайн 80-й серии был почти готов, оставалось только окончательно завершить заднею часть автомобиля. Shinya Yuasa был ответственным за дизайн задних дверей. Перед ним стоял выбор или делать авто с запасным колесом на двери багажника или же без него. В итоге оценочная комиссия решила пустить в серию оба варианта. Таким образом, дизайн 80-й серии был завершен.

Потребители с ближнего востока и Австралии хотели использовать новый Land Cruiser в качестве рабочей лошадки. Поэтому нужно было создать максимально простой и надежный автомобиль. Но с другой стороны новый Land Cruiser нужно было продавать и на внутреннем рынке у себя в Японии, а также в странах запада в таких как, например США и Канада. Там потребители искали комфортный и надежный внедорожник, который не уступал бы автомобилям класса люкс. Поэтому Toyote нужно было максимально совместить эти две вещи в одном автомобиле.

Вкупе с экстерьером легкового автомобиля передней части кузова, широкие покрышки и большие защитные решётки придавали автомобилю дерзкий вид, делая его похожим скорее на роскошный сухопутный крейсер. Это была революция в отрасли японских полноприводных автомобилей. Однако автомобиль сохранил некоторые черты внедорожника, например, зону приборной панели для установки беспроводного оборудования и рейлинги для установки багажника на крыше.

В автомобилях 80-й серии было два типа задних дверей как и у предшественника — серии 60. Откидная пятая дверь открывалась вертикально примерно пополам. Обычно встречается на дорогих комплектация VX. Достаточно редко попадаются модификации GX с дверями как у VX или наоборот, в основном их можно встретить на арабских версиях, а так же достаточно редко в европейских версиях. В автомобилях стандартных версий задние двери были распашными. Последние немного не такими как в серии 60, левая дверь была в полтора раза меньше правой, у 60-й серии обе стороны двери были одинаковые. Последняя конструкция облегчала извлечение багажа, хотя и затрудняла задний обзор.

80-я серия имела удивительно прочную подвеску, срок эксплуатации был чрезвычайно долгим по сравнению с другими внедорожниками того же класса. Все без исключения модификации оснащались зависимой пружинной передней и задней подвесками. Подвеска как и кузов крепились к сварной раме, были неразрезные мосты. В переднем мосту применялись поворотные кулаки, закрепленные на конических подшипниках. Были версии и с амортизаторами с регулируемой степенью жёсткости.

В трансмиссии возможны два варианта — постоянный полный привод типа Full-Time, подключаемый типа Part-Time (в основном предназначена для рынков третьих стран).

Постоянный полный привод узнается по обозначению «H-N-L» на рычаге раздатки, и по надписи на дверце багажника (Full-Time 4WD) она означала что данный экземпляр имеет постоянный полный привод. У 80-й серии было два типа Full-Time — с вискомуфтой и без неё. В качестве опции на некоторых моделях GX и VX с постоянным полным приводом можно было установить не только блокировку переднего дифференциала но и заднего (также с электроприводом). Столь мощным внедорожным арсеналам снабжались очень не многие экземпляры. Например когда машина висит по диагонали в осенней колее, беспомощно кидая грязь одним задним и одним передним колесом, проблема решается не трактором, а поворотом флажка на центральной консоли (поворотом флажка включаются только мостовые электролоки). При включении пониженной передачи автоматически включается только межосевой электролок. Задний дифференциал LSD устанавливался на версии автомобилей без мостовых электролокеров. В 1997 году на всех машинах центральный дифференциал включался автоматически при включении пониженной передачи («LSD» мост), т.е кнопки на панели уже не было. Можно было установить просто кнопку и пользоваться с кнопки, т.к. разъем остался.

Отключаемый полный привод (Part-Time 4WD) узнается по обозначению «H2-H4-N-L4» на рычаге раздатки. Обычно сочетается с 4,5 литровым бензиновым карбюраторным мотором 1FZ-F. Но встречаются варианты как с атмосферными дизельными двигателями так и с турбодизелями. Передние колеса включаются в три этапа: первый — поворачиваются муфты на ступицах; второй — нажатием кнопки на панели; третий — переключение рычага демультипликатора в положение 4H или 4L. При такой схеме возможно ездить только на заднем приводе а полный привод кратковременно использовать только на бездорожье или скользких покрытиях. Это не совсем удачный вариант для России, потому что наибольшие проблемы возникают зимой: на гололеде заднеприводный внедорожник с мощным бензиновым двигателем часто норовит сорваться в занос. А режим полного привода включать нельзя! Эта трансмиссия предназначена для машин идущих в регионы с сухим климатом. Если постоянно ездить с включенным полным приводом типа (Part-Time 4WD) то срок службы трансмиссии составит не больше двух лет. Хотя в Россию они официально поставлялись но были по сути ответом Toyota на потребность Российского рынка в доступных бензиновых внедорожниках. Недаром эти автомобили кое-чем напоминают арабов. Например слабой окраской кузова, отсутствием антикора на днище.

Читайте также:  Как дома самой себе сделать дреды

Коробки передач предлагались как механические, так и автоматические. Автоматы шли как с бензиновыми моторами (A440F) так и с турбодизельными. Механика также ставилась на все типы двигателей. В механической КП Land Cruiser 80 даже задняя передача имеет синхронизатор. Благодаря ему задний ход включается очень легко, чтобы водителю было проще «раскачивать» увязшую в грязи или снегу машину, подавая её назад-вперед.

Моторы были представлены рядными шестицилиндровыми агрегатами: бензиновыми, дизельными и турбодизельными.

Бензиновые двигатели были как карбюраторные:

1FZ-F — 4.5 л. (190-205 л.с.) — 09.1992-1997
Так и инжекторные:

3F-E — 4.0 л. (155 л.с.) — 10.1989-09.1992
1FZ-FE — 4.5 л. (205–215 л.с.) — 09.1992-2008
Дизельный:

1HZ — 4.2 л. (120-135 л.с.) — 10.1989-12.1997
Турбодизель:

1HD-T — 4.2 л. (165 л.с.) — 10.1989-01.1995
1HD-FT — 4.2 л. (170 л.с.) — 01.1995-12.1997, более поздняя версия в 24-клапанном исполнении.
Но обо всём по порядку. Единственный двигатель, с 60-й серии который был сохранен без изменений в начале производства модели, был бензиновый верхнеклапанный 3F-E, но тогда как дизельные двигатели 1HD-T и 1HZ, которые использовались в 70-й серии (тяжелой версии, не путать с Prado), были значительно изменены в плане мощности, а также снижения уровня шума и вибрации, что привело к созданию дизельного двигателя нового поколения. Новая конструкция двигателя была тщательно проработана с помощью компьютерного анализа. Она включала в себя утолщенные стенки цилиндров. Помимо этого, крышка головки блока и другие элементы, которые не несли значительной нагрузки, были заменены деталями из пластика. Всё это помогло сделать новый двигатель более прочным, лёгким и, одновременно, более компактным.
И в октябре 1989 года с дебютом 80-й серии, появилось и новое поколение дизельных двигателей, с шестью цилиндрами OHC, без наддува двигателя (1 HZ),

Land Cruiser 80 был представлен на Австралийском континенте двумя экономичными дизельными двигателями атмосферным 1HZ и турбированным 1HD-T/FT, а также 4-х литровым рядным шестицилиндровым впрысковым бензиновым двигателем 3F-E, который был снят с производства в июле 1992 года. На Российском и Европейском рынке Land Cruiser 80 продавался, с бензиновым 1FZ-FE, дизельными двигателям 1HZ и турбодизелем 1HD-FT. На Арабском и Китайском рынках только с бензиновыми. Инжекторным 1FZ-FE и карбюраторным 1FZ-F (только для STD и GX-R). На Африканском континенте был ещё и дизельный атмосферный 1HZ и турбодизель 1HD-T/FT. В США и Канаду поставлялись только в самой полной комплектации и только с бензиновыми моторами. До 1992 года с двигателем 3F-Е после 1992 года с бензиновым двигателем 1FZ-FE оба работали только с АКП, механика в США и Канаде не предлагалась. В странах Центральной и Южной Америки предлагались тоже только бензиновые версии с 1FZ-FE. В Самой же Японии как в России и Европе предлагался как бензиновый двигатель 1FZ-FE, так и дизельный 1HZ или турбодизель 1HD-T/FT.

Небольшая модернизация 1992 год.

В августе 1992 года появился передовой 24-клапанный бензиновый двигатель. Двигатель серии 3F-E был заменен линейным шестицилиндровым бензиновым двигателем 1FZ-FE (DOHC (на некоторых рынках именовался как Twin Cam), 4476 см3, 215 л.с., 38 kgm) с 4 клапанами в каждом цилиндре. Капризы бензинового 3F-E сводились, главным образом, к попаданию воды на распределитель зажигания. У пришедшего к нему на смену в 1992 году 1FZ-FE трамблер уже оказался выше и такой напасти стал лишен, а впоследствии собственными катушками зажигания обзавелись сначала три пары, а затем и каждый из шести цилиндров. Многие детали арабских версий отличаются от Европейских например, номера многих деталей Middle East Specification не совпадали с индексами аналогичных запчастей для Европейских версий. К ним можно отнести головку блока двигателя, стартер (на арабских версиях его мощность 1,4 кВт вместо европейских 2 кВт.), радиатор, электронный блок управления впрыском, водяная помпа и.т.д.

Изменений коснулся и салон, красная кнопка аварийной остановки стала серой (под цвет салона). В октябре того же 1992 года появились новые более усовершенствованные тормоза из за чего общая колесная база стала чуть чуть шире. Появились новые более выгнутые 5-ти спицивые колесные диски, они заменили 4-х спицевые колесные диски «кресты» (фото вверху) прозванные из за их крестовидных форм. На топовых версиях стал предлагаться кожаный салон. До модернизации салон предлагался из простой ткани для Североамериканских версий, а для Японских и Европейских версий из качественного велюра. Вылечили несколько детских болезней например, после N-го количества открывания распашных дверей почти неминуемо ломались жгуты проводки и шланги омывателей заднего стекла. До 1992 года наклеивались предупреждающие наклейки и наклейки с инструкцией на центральной консоли и бардачке, теперь они несколько старили салон машины. И в том же 1992-м году на Австралийском рынке появилась новая стандартная модификация RV (аналог STD). На всех североамериканских версиях в салоне отсутствовал поручень для переднего пассажира.

Всего условно можно выделить 13-ть комплектаций не считая лимитированных и специальных версий.

STD (комплектация для внешних рынков за исключением Северной Америки)
G (комплектация была для Ближнего востока и ничем не отличалась от STD)
GX (комплектация для внешних рынков за исключением Северной Америки)
VX (комплектация для внешних рынков за исключением Северной Америки)
VX-R, VX-R Limited (комплектация для стран ближнего востока и Китая)
GX-R (комплектация для стран ближнего востока и Китая)
VX-Limited (комплектация для Японии)
VX-Limited Active Vacation (комплектация для Японии)
DX (комплектация для Австралии)
RV (комплектация для Австралии)
GXL (комплектация для Австралии)
Sahara (комплектация для Австралии)
LX (комплектация для Венесуэлы)
По сути некоторые комплектации похожи между собой, разница лишь в небольших мелочах, в целом их можно разделить на три версии

Предназначалась для рынков третьих стран, в том числе России и некоторых стран Европы. В силу своей простоты и надежности во многих странах использовался (в том числе и ООН) от армейского внедорожника и полицейского автомобиля до автомобилей служб аэропорта и скорой помощи. «Land Cruiser 80 — STD» превосходно проявил себя в самых экстремальных условиях. В комплектации STD нет расширителей крыльев, молдингов и подножек, стояли узкие покрышки на штампованых дисках. В этой модели — минимум электроники, не было люка и боящуюся грязи ABS. Комплектовался двигателями, атмосферным 4.2 литровым дизелем 1HZ, бензиновым 4-х литровым карбюраторным двигателем 3F-E до 1992 года. С 1992 года устанавливался бензиновый 4,5 литровый (как инжекторный 1FZ-FE так и карбюраторный 1FZ-F) мотор.

В комплектации был гидроусилитель руля, а также кассетная магнитола. Отсутствовал тахометр. На месте тахометра для двигателя 1HZ был указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя и указатель уровня топлива + для арабских версий с двигателем 1FZ-F был ещё и дополнительный указатель уровня топлива в вспомогательном баке. Также на бензиновых версиях спидометр был оцифрован до 200 км/ч.

источник

Не судите строго, это всего лишь моё частное мнение, не претендующее на абсолютную истину в последней инстанции.
=)

Если бы существовал самый лучший внедорожник, то все бы на нем и ездили. Но, увы, для каждой конкретной задачи требуется свой набор характеристик. Во внедорожном спорте пользуются спросом небольшие легкие машины. Для туризма больше годятся автомобили средних габаритов, чтобы и в грязи не тонули, и снаряжение было куда загрузить. А для дальних поездок используют полноразмерные внедорожники, в которых можно с комфортом жить на протяжении многих дней, а так же разместить большой объем экспедиционного барахла и провизии. И в формате машины для путешествий Toyota Land Cruiser 80 и ее дальнейшее развитие — серии 100 и 105 пользуются наибольшей популярностью. Эти внедорожники стали настоящей классикой жанра. Надежные, вместительные и утилитарные машины покорили сердца путешественников во всем мире. Для начала, давайте рассмотрим наиболее удачные комплектации, а так же порассуждаем о нюансах покупки б/у. Ибо других на рынке просто нет, вот уже десять лет как.

Приняв решение о покупке большого Land Cruiser сразу появляется вопрос: какую именно модель взять. Восьмидесятая серия наиболее недорогая, сотая имеет среднюю цену и при этом гораздо более свежая, а сто пятая стоит, на первый взгляд и вовсе неразумных денег…

На самом деле, вопрос выбора гораздо более сложный, чем кажется на первый взгляд. Сейчас объясню почему.

Машины этой серии выпускались с 1989 по 1997 год. Комплектации были самые разнообразные, с дизельными и бензиновыми моторами, на «ручке» и АКПП, с распашными задними дверями и откидным бортом, с блокировками и без. Но для внедорожной эксплуатации, как правило, выбирают самый утилитарный вариант с механической КПП и атмосферным дизельным мотором.

Большинство имеющихся в продаже машин имеют серьезные дефекты – варенную раму, скрытую коррозию и (или) большой износ узлов и агрегатов. Найти «живую» восьмидесятку очень трудно и коли вы остановили свой выбор на данной серии, то запаситесь терпением, ибо поиски растянуться на долгие месяцы. Каждую машину в обязательном порядке рекомендую везти на профильный сервис и осматривать с пристрастием.
Есть еще один очень важный момент, понимание которого ко многим новоиспеченным обладателям «крузаков» приходит слишком поздно. Высокий ресурс комплектующих этой машины не достоинство, но недостаток. Сейчас непонятно сказал… Переведу. При покупке нового автомобиля износостойкость узлов очень большой плюс, но когда машина достается вам в двадцатилетнем возрасте, то все иначе. Благодаря просто феноменальному ресурсу, многие запчасти на машине ни разу не менялись с завода и до сих пор исправно служат, но ресурс остаточный у них весьма невысок. Пока машина тихонечко ездила по асфальту на стоковых шоссейных колесах, все было хорошо. Менялось масло и расходники, а остальное ремонта не требовало. Но как только вы установите грязевые шины увеличенной размерности и, спустив их до грязевого давления, устремитесь на бездорожье, нагрузка на изношенные комплектующие увеличится кардинально и машина начнет «сыпаться» со страшной силой. На первый взгляд, беды особой в том нет, нужно просто заменить изношенное на новое, благо и запчасти в наличии имеются, и машина обладает отличной ремонтопригодностью. Но есть нюанс – стоимость запчастей на старенькую «восьмидесятку» и новый Land Cruiser 200 не так уж и сильно разнится. И вы с удивлением обнаружите, что перебрать передний мост (часто за первый год внедорожной эксплуатации приходится перебирать оба) обойдется вам в 150 000 рублей. А сделать полный ребилд отказавшего ТНВД в 35 -40 тысяч. И так куда не глянь… В результате, машина «выгодно» приобретенная за 500 тысяч через год впитает в себя еще столько же, и это в лучшем случае. А ведь мы еще даже не приступили к её подготовке, которая в комплексе потребует сопоставимую со стоимостью покупки сумму.
Учитывая все вышеизложенное, и тот факт, что такие машины в хорошем состоянии очень редко продают, покупка Land Cruiser 80 для дальнейшей внедорожной подготовки на сегодняшний момент является весьма сомнительным предприятием.

Выпускалась с 1998-го по 2007-й год. В отличии от восьмидесятой серии официально поставлялась в Россию, а значит найти машину с прозрачной историей и без «переписи населения» в ПТС значительно проще. К тому же вероятность приобрести десятилетнюю «сотку» в отличном техническом состоянии значительно выше, чем у двадцатилетней «восьмидесяти». Но, естественно, и цена будет выше.

Недостатка с точки зрения внедорожной эксплуатации у данной модели три. Спереди независимая подвеска, отсутствует версия с МКПП (кроме довольно редкой серии с 204 сильным дизельным мотором HDT-FTE), и нет версии с атмосферным дизельным двигателем. Посему любители тяжелых внедорожных экспедиций редко выбирают эту модель, отдавая предпочтение стопятой серии, о которой мы поговорим ниже. Но для умеренного бездорожья и больших скоростных перегонов по дорогам с плохим покрытием (разбитый асфальт и грейдеры) «сотка» подходит идеально. К тому же комплектация с двенадцатиклапанным турбо-дизелем достаточно утилитарна, чтобы не волноваться каждый раз заправляясь топливом сомнительного качества.
Как уже писалось ранее, проблема поиска «живого» экземпляра не столь велика как в случае с восьмидесятой серией, и дело тут не только в уже перечисленных причинах. Toyota Land Cruiser 100 в нашей стране было продано очень много, и в отличие от 80-ки их часто меняют на более свежую модель.

Является утилитарной модификацией сотой серии с аналогичными годами выпуска. По сути 105 это перелицованная TLC 80. Зависимая подвеска, единственная комплектация – атмосферный дизель и МКПП и распашные задние двери. Существует «арабская» версия с бензиновым мотором, но официально в Россию она не поставлялась.На самом деле, проще перечислить основные отличия: это измененное передаточное отношение в мостах и КПП, добавление нескольких лошадиных сил мотору, пластиковые бампера взамен металлических, дутые крылья «сотого» кузова, и дисковые тормоза по кругу на большинстве версий. На последнем хочется остановится подробнее.

Читайте также:  Как сделать футболку с надписью в домашних условиях без принтера

На восьмидесятой серии во всех комплектациях кроме топовых, на заднем мосту тормоза барабанные, что позволяет устанавливать на машину диски диаметром 15 дюймов. В остальных случаях минимальный размер диска – 16 дюймов. Ибо именно на задние суппорта дисковых тормозов не налезает диск 15-го размера. Еще один нюанс 105-ки в том, что разсверловка колесного диска пятидырочная 5х150, в отличие от классической для восьмидесятой серии и большинства японских внедорожников формулы 6х139,7. Зачем потребовалось заменять общепринятый стандарт на собственный, мне не понятно, хотя любой маркетолог, наверное, это с легкостью объяснит. Ну да мы отвлеклись.
Комплектация разница незначительно. Блокировки, ABS, люк, электростеклоподъемники. Салон такой же что и на «восьмидесятой серии», то же полуторное переднее пассажирское сидение. В качестве опции — два откидных двухместных диванчика в багажном отделении, но они там занимают довольно много полезного места, поэтому их обычно демонтируют при начале эксплуатации.
Стопятая серия так же официально поставлялась в Россию, но это не упрощает поиски автомобиля на вторичном рынке. Дело в том, что это последняя утилитарная модель от Toyota и владельцы не торопятся от нее избавляться, потому что её попросту не на что поменять. В связи с этим предложений по продаже на рынке немного и выбрать среди них достойный экземпляр нелегко, опять же цена для десяти-пятнадцатилетнего внедорожника весьма высока.
Увы, при покупке подержанной «стопятки», новый владелец сталкивается все с той же необходимостью переборки мостов… Казалось бы, машина гораздо более свежая чем TLC 80 да и пробег обычно сильно меньше. Так почему же мосты так быстро износились? Все дело в изменении передаточного отношения. На большую шестерню главной пары того же диаметра что и у «восьмидесятки» вместо сорока одного зуба зачем-то впихнули сорок три, соответственно они стали тоньше и ресурс снизился. А уж если машина оснащена жесткими межколесными блокировками и предыдущий владелец включал их по любому поводу и уверенно давил на педаль акселератора, то вероятность ремонта моста после установки колес увеличенной размерности становится практически стопроцентной.
Кстати, о блокировках. Они с электроприводом и часто при покупке не работают. Обычно проблема в самом электромоторе. Наиболее распространенная причина неисправности – от времени и воздействия влаги в нем отклеиваются магниты. Эту поломку легко устранить, так что сильно расстраиваться не стоит.

И вот выбор сделан и вы стали счастливым обладателем Toyota Land Cruiser. Первые месяцы занимались восстановительным ремонтом, высосавшим из вас кучу сил и финансов. Узнали сколько стоят полуоси, ШРУСы, главные пары, перборка ТНВД, генератора и стартера. Наконец, наступил тот самый волнительным момент, когда вы со своими новым железным конем впервые оказались на бездорожье. И тут выяснилось, что тяжелый габаритный внедорожник на штатных колесах пасует перед мягким грунтом и разбрюзгшими колеями. И стало понятно, что без внедорожной подготовки не обойтись. Снова расходы, снова проживание в автосервисе. Но тут я вас немного успокою. После перечисленных выше ремонтов (а они в том или ином объеме будут, не сомневайтесь) стоимость подготовки не покажется вам такой уж заоблачной. Ведь для «крузака» в продаже имеется весьма обширный ассортимент дополнительного оборудования. А главное, мириадами владельцев данного авто накоплен грандиозный опыт внедорожного тюнинга. И чем набивать собственные шишки, наступая на грабли, чья ручка уже до блеска отполирована лбами предшественников, гораздо проще выбрать классический и проверенный вариант подготовки.

О порядке подготовки я уже писал. Сначала шноркель, потом лебедка, затем лифт и колеса, далее по желанию и амбициям. С выведенным воздухозабором всё понятно, для Land Cruiser их только ленивый не делает. На рынке обильно представлена широкая гамма начиная с оригинальных австралийских, продолжая китайскими репликами из того же полиэтилена и до китайских же подделок из дешевого хрупкого пластика. Так что в этом вопросе выбор ограничен с верхней стороны ценового диапазона «зелёной жабой», а с нижней здравым смыслом. О шноркелях так же уже писал подробно.

источник

Эта модель совместила в себе комфорт, проходимость и потрясающую выносливость. Во многом благодаря «восьмидесятке» появилась фраза про то, что «Toyota не ломаются». Так ли это? Конечно, нет, сломать можно все, включая даже то, что в принципе не ломается. Итак, что же ожидает свежеиспеченного владельца TLC 80? Учитывая преклонный возраст модели, поджидать может что угодно, поэтому выделим лишь типичные точки приложения денег и внимания.

Кузов и рама очень крепкие, антигололедные реагенты с них сходят как с гуся вода. При этом есть несколько мест, где ржавчина тихо-мирно живет себе годами и никуда не перемещается. Обнаружить ее можно на рамках задних боковых окон и на панели воздухопритока (это та, из которой выходят приводы стеклоочистителей). На версиях STD и GX, у которых сзади одна большая дверь, открываемая по типу калитки, наверняка будут проблемы с петлями двери.

Нередко можно услышать про текущие лобовые стекла. Однако дело тут в нарушении технологии при их замене. Попросту установщики не смазали специальным герметиком уплотнительную резинку. Затягивать с устранением этой течи не стоит. Вода, попадающая внутрь, со временем приводит к проблемам с электрической частью. Сама же электрика надежна, разве что выдвижная антенна от грязи закисает. Если плохо дует печка, то не надо покупать новый моторчик. Это забился радиатор системы отопления, потому как в конструкции не предусмотрен салонный фильтр. Что еще по салону надо отметить? От соли могут сгнить трубки, идущие на вторую печку/кондиционер. Чтобы однажды не случился потоп, стоит прочищать сливные каналы сдвижного люка.

Самый приятный и долговечный вариант отделки салона это велюровый. Правда, он не встречается на утилитарной версии с индексом STD, где все исключительно виниловое. Что касается кожаного салона, то это прерогатива топ-версии VX. Кстати, специально гоняться за кожей не стоит, она скользкая, холодная и со временем покрывается малоприятными трещинками.

Моторы представлены рядными шестицилиндровыми агрегатами: бензиновыми, дизельными и турбодизельными. Бензиновые двигатели были как карбюраторные 3F-E 4.0 л

(155 л. с.), 1FZ-F 4.5 л (190 л. с.), так и инжекторные 1FZ-FE 4.5 л (205–215 л. с.). Безнаддувный дизель 1HZ объемом 4.2 л представлен в нескольких модификациях мощностью от 120 л. с. до 135 л. с. Его турбоверсия называлась 1HD-T 4.2 л (165 л. с.), а в 24-клапанном исполнении – 1HD-FT (170 л. с.).

Бензиновые моторы считаются вечными. И при умеренных среднегодовых пробегах их эксплуатация обходится не дороже дизелей. Например, в дизеле надо чаще менять масло, а его туда влезает… 11 литров, против 8 литров в бензиновый мотор. К тому же у дизелей ременной привод ГРМ, а в бензиновых цепной, не требующий замены и обслуживания.

Что касается дизелей, то, несмотря на их ремонтопригодный ТНВД и более низкий расход топлива, они могут подложить большую свинью. Дело в том, что отрегулировать топливную аппаратуру в России весьма проблематично. Нет, настроить изношенный карбюратор также малореально, но покупка нового обойдется в более-менее вменяемую сумму –$300–400. Неприятности могут доставить трещины в приемной части глушителя на моторе 1FZ-FE (из-за забитого первого катализатора). Заваривать их бессмысленно, только менять.

В трансмиссии возможны два варианта – постоянный полный привод (full-time 4WD) и подключаемый (part-time 4WD). Передний мост – это в некотором роде слабое звено «восьмидесятки». В среднем раз в 150 тыс. км надо менять его начинку, включая приводы. Можно отделаться только заменой сальников, опорных подшипников и «гранат», но это полумера. Причем в половине случаев стоит сразу, до кучи, отремонтировать или заменить на новый еще и редуктор моста.

Этот внедорожник может ездить быстро, 150–160 км/ч для него – вполне реальные скорости. Однако у любителей погонять мост будет жить заметно меньше 100 тыс. км. Конечно, с самой балкой моста, то если ею не выкорчевывать камни, ничего случится не может. Хотя на здоровых колесах при боковых ударах есть вероятность погнуть шейки балки (за которыми идут поворотные шары). Кстати, при непросевших пружинах без лифта встают колеса диаметром 32 дюйма.

Следить надо и за сальниками, правда, потечь они могут не только от старости, а еще из-за забитых сапунов. Механическая КП, раздаточная коробка и задний мост в группе риска не значатся. АКПП весьма надежна, а небольшой удар при переключении с третьей на четвертую передачу не повод бить тревогу.

Карданные валы и их крестовины также ходят неопределенно долго, если не забывать на каждом ТО закладывать смазку в их пресс-масленки.

Полностью зависимая пружинная подвеска с колоссальным ходом проста и живуча. Сайлент-блоки передней и задней подвесок при спокойном стиле езды не требуют замены до 150–180 тысяч. Износ сайлент-блоков ощущается по тому, что внедорожник начинает «плавать» по дороге. Амортизаторы и рулевые тяги также не входят в число часто покупаемых деталей.

Течи масла из рулевого редуктора говорят о том, что «бобик сдох». Со временем редуктор придется менять целиком. Пытаться его перебрать – пустая трата денег. Больше чем на 10 000 км пробега такого ремонта не хватит. Проверено многократно. Еще в рулевом управлении может быть на подходе насос гидроусилителя. Жизнь насосу укорачивает частое удержание руля в крайних положениях. Ну и игнорирование того факта, что жидкость ГУРа иногда стоит менять.

В общем, слабых мест у модели раз-два и обчелся. Но это справедливо лишь для в меру ухоженных экземпляров. Увы, искать такую машину можно долго, очень долго. Ведь принцип «ездить, пока не сломается» у наших автомобилистов очень даже в ходу. Привести же в приличное безотказное состояние запущенную «восьмидесятку» в рамках разумного бюджета практически невозможно. Вот реальные примеры. У первого хозяина, который раз в 10 000 км делал плановое ТО, машина прошла 350 тыс. км. За это время в ней были поменяны только расходники, сайлент-блоки с амортизаторами и перебран передний мост. Так как дальше ее история была на виду, известно, что до очередной продажи она пробежала еще порядка 200 тыс. км, также без глобальных денежных вливаний и серьезных поломок. Тут надо добавить, что вся ее эксплуатация проходила в спокойном режиме и без офф-роуда.

А вот в другую известную мне лично «восьмидесятку» было влито целое море сил и денег. Этот автомобиль поменял много хозяев и использовался преимущественно в бездорожье. У него регулярно всплывали какие-нибудь нетипичные неприятности: то тормоза потекут, то подшипник полуоси заклинит.

Несмотря на весьма солидный возраст представителей этой модели, их угоняют до сих пор. Так что при покупке стоит пробить VIN не только по криминальной базе, а еще и в автомагазине по программе запчастей. Нередко под документы от STD угоняли и собирали дорогие VX. Чревато это тем, что, даже если со стороны закона претензий нет, вопросы возникнут с приобретением запчастей. Поскольку из-за множества модификаций рассчитывать на взаимозаменяемость деталей не стоит.

Задумываясь о покупке, надо понимать, что это не трофийный, а экспедиционный внедорожник. Тяжелый, с колесной базой в 2850 мм и приличными свесами, он не чувствует себя в серьезном бездорожье как в родной стихии. Тем не менее для путешествий, связанных со съездом с асфальта, он подходит на все сто. К тому же, как говорят знатоки марки, это последний настоящий Land Cruiser с колоссальным запасом прочности, толстым кузовным металлом и таким же лакокрасочным покрытием.

Андрей, владелец Toyota Land Cruiser 80 :

– Этот Land Cruiser 80 в комплектации STD с атмосферным дизелем 4.2 л я купил год назад. Автомобиль был в весьма запущенном состоянии и поэтому продавался очень дешево, всего за $10 000. Сразу пришлось заменить кардан в сборе и перетряхнуть передний мост. Поменял в нем почти все, кроме редуктора. Хотя редуктор неидеален, люфт есть, и на скорости за 100 км/ч он начинает слегка гудеть. Поскольку все делал сам, обошлось приведение автомобиля в порядок около $1000. Подтекает рулевой редуктор, но течь не прогрессирует. В коробке передач прослушивается гудение первичного вала. Похоже, что причина этого в том, что предыдущие хозяева поездили без масла. В остальном все отлично, мотор в хорошем состоянии, хотя пробежала машина уж точно больше 300 000 км. Из неприятных неожиданностей пока случилась только одна. Ремень генератора расслоился, и его кусок попал под передний сальник коленвала. Все масло из мотора вытекло буквально за две минуты. Хорошо, что это случилось не во время движения, а на стоянке. Сразу заметил и заглушил.

А в целом автомобиль мне очень нравится своей универсальностью. Хочешь – едешь с комфортом по асфальту, причем и на 150 км/ч он управляется нормально. Хочешь – съезжаешь с асфальта и не боишься за то, что сейчас что-нибудь оторвешь или сломаешь. Да и механическая лебедка уж точно не откажет, если где застрянешь.

В планах – поменять эту «восьмидесятку» на другую, посвежее и с автоматической КП.

Благодарим за помощь в подготовке материала

источник