Меню

Сделай сам фишки в бильярде

Вопрос: Как играть с другом?

Ответ
подробный ответ с картинками смотрим тут — http://vk.com/topic-20888676_27098724

Для того, чтобы поиграть с другом, необходимо:
— Создать стол. Для этого нужно зайти в Выбор ставки – приватный – вписываете нужную ставку и нажимаете «создать». После создания высвечивается номер стола, этот номер вы говорите другу.
— Друг в свою очередь заходит в Выбор ставки – приватный – вписывает номер стола и нажимает «присоединиться».

Вопрос: Как узнать номер стола?

Ответ: номер стола выводится во время создания приватной игры. либо вам, если ее создаете вы, либо другу, если создает друг. для подключения к конкретному столу необходимо нажать на «Выбор ставки» -> «приватный» и там ввести тот номер который вам скажет человек, создавший приватный стол

Вопрос: Пишет что обнаружена новая версия, перезагрузите браузер. Перезагружал, не помогло, что делать?
Ответ: Обратитесь к разработчикам игры в официальной группе: http://vk.com/billiard8.

Вопрос: соперник забил с разбоя черный шар, и мне засчитали поражение. Почему?
Ответ: Таковы правила игры. Читайте Правила (Пункт 6) http://vk.com/topic-21041408_27387628

Вопрос: Меня забанили, что делать?
Ответ: пишите в официальную группу той игры, в которую играете http://vk.com/billiard8

Вопрос: Не могу писать русскими буквами, что делать?
Ответ: заходить в игру с другого браузера, например с хрома или мозиллы

Вопрос: с маркёра не приходят деньги, что делать?
Ответ: ждите.. придут позже.. если долго не приходят, то пишите в официальную группу игры

Вопрос: Как писать сопернику?
Ответ: под игрой вкладка «Чат» и там кнопка «Чат стола»

Вопрос: Постоянные разрывы связи, что делать?
Ответ: проблема в качестве вашего интернет-соединения. Если вы уверены, что у вас с интернетом все нормально, то пишите в официальную группу игры — http://vk.com/billiard8

Вопрос: как сделать скриншот экрана?
Ответ:

Чтобы сфотографировать экран полностью:
— Нажимаем на клавиатуре клавишу Print Screen
— Открываем его в Paint (Пуск — Программы — Стандартные — Paint), нажатием клавиш Ctrl+V
— Сохраняем в нужном формате

Чтобы сфотографировать действующее окно:
— Нажатием клавиш Alt + Print Screen фотографируем окно
— Открываем его в Paint (Пуск — Программы — Стандартные — Paint), нажатием клавиш Ctrl+V
— Сохраняем в нужном формате

Вопрос: меня обманули и кинули на фишки, что делать?
Ответ: не быть доверчивым как дитя, а если уж такое произошло, то пишите админам игры в официальную группу игры, может быть помогут, хотя врядли — http://vk.com/billiard8

Вопрос: меня взломали и украли фишки. Что делать?
Ответ: писать в официальную группу игры — http://vk.com/billiard8

Вопрос: а если два кия и используешь другой то на другом дни считаются?
Ответ: да

Вопрос: Что означают иконки яблока, перца и т.п.?
Ответ: это визуальное отображение вашего достижения.. По мере того как увас увеличивается количество заработаных фишек, будут меняться иконки

Вопрос: закончились фишки, что делать?
Ответ: взять с копилки или копилки друга либо купить за голоса.

Вопрос: Как поменять цвет в чате?
Ответ: подробный ответ тут http://vk.com/topic-20888676_26747517

Вопрос: Можно ли сбросить статистику и начать игру заново?
Ответ: Нет.

Вопрос: Можно ли подарить фишки другу?
Ответ: Нет. за сливы дают БАН.

источник

Казалось бы, что может быть проще, чем катать шары? На самом деле, игра в бильярд является одной из самых сложных, так как все элементы одинаково важны: сила удара, стойка, угол и т. д. Чтобы стать игроком высокого уровня, необходимо много тренироваться и прилагать максимум усилий. Однако понять самые элементарные техники и суть игры в теории можно за несколько минут. Как правильно играть в бильярд? Для начала нужно прийти в заведение и арендовать стол. Тщательно следует отнестись к выбору кия, обратить внимание на наклейку, которая приклеивается на конец. Она должна быть сделана в виде сферы и хорошо держаться. Если возле стола есть мел, то можно начинать играть.

Существует два самых популярных вида этой игры во всём мире: русский и американский. Рассмотрим их по порядку. Как правильно играть в русский бильярд? Для начала нужно взять специальный треугольник, расположить его так, чтобы вершина стояла на определённой точке (на столе будет видно). В треугольник вкладываются все шары, кроме одного. Игру можно начать с любой стороны. Тот шар, который не находится в треугольнике, предназначен для первого удара. Его необходимо расположить на другой специальной точке в противоположной стороне.

Игрок наносит первый удар, и если какой-либо из шаров попал в лузу, он продолжает. В случае неудачного результата, право бить переходит к другому игроку. Здесь различают два удара в бильярде: «чужой» и «свой». Первый выглядит так: игрок бьёт по шару, который, в свою очередь, толкает другой шар в лузу. «Свояк» — это когда первый шар бьётся о другой и сам залетает в лузу. Такой удар характерен только для русского вида игры.

Правила игры в бильярд американка (пул) значительно отличаются от русского. Здесь партия проходит быстрее, легче и веселее. Для новичка этот вид бильярда является наиболее приемлемый, так как лузы на несколько сантиметров шире и при желании можно запустить в одну сразу несколько шаров.

Как правильно играть в бильярд американка? Для начала необходимо также собрать пирамиду шаров, а на противоположную сторону поставить белый шар (все удары будут проводиться по нему). Затем игрок, кому выпал первый ход, разбивает треугольник. Соперникам нужно решить, какими шарами будет играть каждый из них. Здесь есть полосатые и цветные шары. Игроки должны забивать битки только своего типа. Кроме этого, есть чёрный шар, который необходимо загнать в лузу последним. Если он залетит во время игры, тот игрок, кто бил, считается проигравшим. Партия считается правильно сыгранной, если один из соперников закатал все свои шары, а затем и чёрный.

Как правильно играть в бильярд? Чтобы научиться этому искусству, нужно, прежде всего, сильно захотеть. Одним из самых очевидных способов является посещение бильярдного клуба с друзьями. Просто начинать играть, следить за другими, более опытными игроками, прислушиваться к советам и стараться повысить свой уровень. Так делают около 95% процентов всех новичков, и это основная их ошибка. Дело в том, что далеко не все играющие рядом люди являются профессионалами, и их советы могут навредить.

Чтобы избежать такое развитие событий , необходимо сразу учиться правильно, и для этого нужно общаться только с игроками высокого уровня. Игра на уровне интуиции не приведёт к успехам. Никто ещё таким путём не научился правильно бить по шару, видеть игру и управлять ей.

Как и в любом другом деле, в бильярде есть теория и практика. Безусловно, процесс игры очень важен для того, чтобы стать профессионалом. Но никто ещё не отменял теоретическую часть. Для начала следует изучить правила игры. Как уже было отмечено, есть несколько видов бильярда, основными из которых являются русский и американский. Каждый для себя выбирает тот, который ему ближе.

Кроме этого, есть школы бильярда, где за определённую плату из любого человека сделают хорошего игрока. Но не обязательно посещать это заведение, чтобы стать профессионалом. Как это ни странно, существует литература по бильярду, и её довольно много. Большинство новичков не интересуются этим, и их навыки не будут сильно эффективными. Это очень важный шаг, помогающий в будущем строить правильную тактику. Благодаря книгам, можно постичь азы этой игры, знание которых сделает процесс обучения интересней и быстрей.

Правильная стойка – половина успеха. Под этим термином понимается положение корпуса во время удара. Однако чтобы научиться правильно вставать в стойку, не обязательно бить по шарам. Для начала нужно взять кий, и примерно в десяти сантиметрах от его тяжёлого конца обхватить пальцами. Инструмент не должен болтаться, но и напрягать руку тоже не стоит.

Потом нужно подойти к столу для бильярда, и тонкий конец кия положить на его край перпендикулярно. Правую ногу нужно расположить под кистью правой руки. Левую ногу нужно оттянуть влево и поставить на полметра впереди правой. Затем левую руку нужно подставить под кий. Он должен ходить между большим пальцем и костяшкой указательного. Остальные пальцы играют роль опоры. Ладонь должна находиться на столе, а костяшки приподняты.

Затем нужно положить голову так, чтобы подбородок находился на десять сантиметров выше кия. Обычно у новичков всегда болит плечо, но это хороший знак. Значит, он сделал всё правильно, при регулярных тренировках неприятное чувство уйдёт.

При ответе на вопрос как правильно играть в бильярд, опытные игроки отвечают: сначала нужно научиться бить по шарам. Рекомендуется перед каждым действием использовать мел, который помогает создать трение. После этого нужно выбрать шар, по которому лучше ударить и направление, куда он в итоге попадёт. Затем следует воспользоваться правилами становления в стойку. Её нужно сформировать так, чтобы линия удара проходила через центр шара, по которому следует бить и совпадала с этим направлением.

Во многих заведениях проводят турниры по бильярду, и при возможности их лучше посещать. Там играют профессионалы, и, наблюдая за их действиями, можно отметить для себя что-то важное. Следует помнить, что перед ударом нужно провести несколько разминочных движений. Взгляд должен быть направлен сначала на точку, куда попадёт биток, затем проверить в центр ли шара упирается кий, и в конце обратить внимание на уровень прицеливания.

В любой школе бильярда основное внимание уделяется именно этим компонентам. Как ни крути, без правильной стойки и верно поставленного удара в этой игре делать нечего. Эти навыки со временем ухудшаются, поэтому нужно постоянно их тренировать. Причём необязательно это делать во время партии. Можно самому прийти в заведение, арендовать стол для бильярда и отрабатывать удары.

Прежде чем переходить к этому компоненту, нужно уметь правильно становится в стойку. Ведь сделать хороший удар без верного подхода практически невозможно. Поэтому в специализированных школах сначала тренируют стойку. Также рекомендуется смотреть видеоуроки и посещать турниры по бильярду. В большинстве случаев, вход на соревнование бесплатный, но полученный опыт бесценный.

Начинать сразу с игры не рекомендуется, сначала лучше отработать некоторые моменты. Из основных видов упражнений можно выделить:

  • Тренировка «холостого» удара. Здесь необходимо несколько раз проводить кием вдоль линии, нужно следить за тем, не уходит ли он в сторону.
  • Удар по «своему» шару в лузу. Сделать это довольно просто, но в процессе будет вырабатываться сила и точность.
  • Удар по «чужому» шару. Потихоньку нужно стараться внедрять в тренировки другой биток и пытаться попадать по нему.
  • Резаные удары.

Эти шаги представляют собой некий алгоритм, которому нужно следовать при постановке удара. Даже опытные игроки иногда тренируются, поставив два шара на среднюю линию стола. Из этого положения существует масса вариантов выхода. Самый простой – забить «чужой» шар в среднюю лузу.

При этом «свой» может отскочить куда угодно, и следующий удар будет выполнять довольно сложно. Поэтому в игре огромное значение имеет расположение шара после удара. Профессионалы могут сделать клапштос (удар по центру битка), при котором «свой» шар останется на месте. Если ударить с оттяжкой, биток покатиться назад и есть вероятность попадания в противоположную лузу. Если пробить с накатом, «свой» покатится за другим и, возможно, залетят сразу два битка. Такая тренировка позволит отточить мастерство в разных видах ударов, если такая ситуация возникнет во время игры, появится множество вариантов.

Многие считают, что работа с профессионалом необходима на пути к игроку высокого уровня. В этом есть своя правда. Мы уже рассмотрели, как правильно играть в бильярд и что нужно для этого. Если стоит цель – стать профессиональным игроком, то самостоятельного обучения не хватит. В этом случае работа с тренером является обязательной.

Играть постоянно среди экспертов – дорогого стоит. Ведь тренируясь с лучшими, быстрее развивается мастерство. Когда уже все основы будут пройдены, можно научиться разным фишкам. В бильярде их огромное количество, что только стоит удар Лемана или винт. Безусловно, выполнять такие удары очень сложно, но если постараться, можно стать мастером игры.

Некоторые советы от профессиональных игроков:

  1. Первый удар, разбивающий треугольник, называется «разбоем». Для успешного его выполнения биток рекомендуется ставить не в центральную точку, а на 10-15 см левее или правее.
  2. Чтобы пробить сильно, нужно правильно встать. Ноги на ширине плеч, правая на линии кия, носок левой под прямым углом.
  3. Чтобы удар получился хорошим, нужна опора. Нельзя дёргать руку, кий следует расположить между большим и указательным пальцем.
  4. Высоту опоры нужно отрегулировать так, чтобы кий упирался на 1-2 мм выше центра битка.
  5. Для мягкого удара нужно правильное расположение кия. Он должен лежать на подушечках бьющей руки. Во время прицела вес необходимо держать на отставленной ноге, затем резко перенести его на переднюю и сильно пробить. Если сделать всё верно, удар получится отличным.

источник

Международные правила игры в 5 фишек дополняют устав и регламент UМВ (Международного союза бильярда). Эти Правила применяются на всех чемпионатах мира и официальных международных турнирах, признанных UMB. В отношении особых случаев игры, не предусмотренные настоящими Правилами, международные Правила судейства дают право судье самому выносить по ним решение, однако оно должно быть зафиксировано в протоколе встречи.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств по соревнованию в целом, решение принимает официальный представитель UMB (в нашем случае представитель ФБСР) после консультации с официальным представителем федерации — организатором и директором турнира (главным судьей).

1. Разметка точек и линий

Места, где устанавливаются фишки (кегли), помечаются отметками (всего пять отметок), проведенными мелом, карандашом или чернилами, по возможности тонко. Запрещается помечать эти места путем установки наклеек. Кроме того, отмечаются:

1. верхняя отметка, на расстоянии 100 мм от верхнего короткого борта (на средней линии — 710 мм от длинного борта),

2. отметка, расположенная в центре верхней половины игрового поля стола, — на ней располагается красный шар,

3. отметка, расположенная в центре нижней части бильярда, на линии установки шаров при розыгрыше начального удара (710 мм от нижнего короткого борта),

4. нижняя отметка, на расстоянии 100 мм от нижнего короткого борта, — на ней устанавливается шар соперника, при игре с руки, если верхняя отметка занята красным шаром и игрок решает играть в положении как при начальном ударе,

5. линии разметок проводятся мелом, карандашом или чернилами, по возможности тонко.

Укладывание других предметов разрешается только для линий на полу:

— средняя линия делит игровое поле на 1/2 части;

-линия размещения шаров соперника при розыгрыше начального удара;

-граница размещения ног при выполнении начального удара и удара с руки.

2. Цель игры

Цель игры состоит в достижении количества очков, установленного Положением о соревновании. Игрок, достигший первым установленное количество очков, выигрывает партию. Если во время последнего удара этот предел превышается, то общее количество очков у победителя сводится к этому установленному пределу. Играют по партиям, общее количество которых во встрече должно быть нечетным. Удары наносят поочередно, только наклейкой кия.

3. Розыгрыш начального удара

Судья устанавливает шары игроков на линии розыгрыша на расстоянии 30 см от длинного борта. Красный шар устанавливается на отметку, расположенную в центре верхней половины игрового поля стола. Устанавливаются на свои места 4 боковые и 1 центральная фишка. Если игроки не приходят к согласию, кому каким шаром сыграть, а также с какой половины начинать розыгрыш начального удара, то судья определяет это жребием. По команде судьи оба игрока примерно одновременным ударом посылают свои битки к верхнему борту, при этом оба шара должны быть в движении, прежде чем один из них достигнет верхнего борта. Если это правило нарушено, то розыгрыш повторяется. Игрок, который дважды нарушил это правило, проигрывает розыгрыш, т.е. теряет право выбора — либо самому сделать начальный удар, либо уступить его сопернику.

Розыгрыш считается также проигранным, если:

— если шар игрока сталкивается с красным шаром или с одной или несколькими фишками;

— если шар игрока коснулся длинного борта;

— если шар игрока зашел на половину соперника.

Если нельзя определить виновного или шары останавливаются на одинаковом расстоянии от нижнего борта, то розыгрыш повторяется.

Игрок, чей шар остановился ближе к нижнему борту, имеет право произвести начальный удар или уступить его сопернику.

4. Позиция при начальном ударе

1. а) Шар игрока, который должен произвести начальный удар, располагается в любой части нижней половины игрового поля стола;

б) шар соперника — на верхней отметке у короткого верхнего борта;

в) красный шар на отметке в центре верхней половины игрового поля стола.

2. Игрок, который начинает партию, установку битка производит только кием, в любой части нижней половины игрового поля, причем никакая часть этого шара не должна заходить за линию середины игрового поля.

3. В момент начального удара по крайней мере одна нога игрока должна касаться зоны (или линии) расположения ног, ограниченной продолжением линии длинного борта. После установки своего шара (битка) игрок должен играть им так, чтобы он вначале коснулся шара соперника.

4. Во время одной встречи игрок производит удары одним и тем же битком.

5. Начальный удар игроки производят по очереди до конца встречи, независимо от количества партий. При выполнении начального удара присваиваются очки.

6. Перерыв на 5 минут после второй партии, а если встреча из трех партий (перед «контровой»), если из пяти партий, то после второй и перед пятой «контровой».

5.Удар считается правильным, и игроку присваиваются положительные очки, если:

1. биток игрока касается шара соперника, а затем сбивает шаром соперника фишки;

2. биток игрока касается шара соперника, затем касается красного шара, а затем шар соперника и (или) красный шар сбивает фишки;

3. биток игрока касается шара соперника, затем шар соперника касается красного шара, а потом шар соперника и (или) красный шар сбивают фишки;

4. биток игрока касается шара соперника, затем красного шара, который получает удар от шара соперника, а затем фишки, сбивает шар соперника и (или) красный шар;

5. биток игрока касается шара соперника, а затем красного шара;

6. биток игрока касается шара соперника, а затем шар соперника касается красного шара;

7. биток касается шара соперника, затем красного шара и в это же время шар соперника касается тоже красного шара.

6. Удар считается правильным, но не приносит ни одного очка:

— если при выполнении своего удара биток игрока касается только шара соперника, а тот не сбивает фишки и не касается красного шара.

7. Удар считается неправильным и дает очки промаха

— тому, кто его произвел, и столько же положительных очков присваивается сопернику, если:

1) биток игрока не касается шара соперника;

Читайте также:  Как сделать маникюр в домашних условиях самое элементарное

2) биток игрока до касания шара соперника касается красного шара, а затем биток и (или) красный шар сбивают фишки;

3) если биток игрока после касания шара соперника сбивает фишки и при этом шар соперника и (или) красный шар сбивают фишки;

4) игрок производит удар не своим шаром;

5) игрок совершает одну или несколько ошибок, указанных в соответствующем пункте, и при этом во время данного удара достигаются положительные очки или нет. Все очки суммируются и присваиваются сопернику.

8. Присвоение очков

— боковые фишки (каждая) — 2 очка;

— центральная фишка, сбитая с боковой, — 4 очка;

— центральная фишка сбита одна, при этом расположение фишек (фигура) полное или нет — 8 очков.

2. Значение очков карамболя:

— карамболь битка в шар соперника, а затем в красный шар — 4 очка;

— карамболь рикошет, когда биток касается шара соперника, а затем шар соперника касается красного шара — 3 очка.

Для присвоения количества очков карамболя принимается во внимание только выполнение первого карамболя. Очки фишек и карамболя складываются для получения суммарного количества очков, полученных при одном ударе. Если за один удар получены положительные очки и очки ошибок, все очки присваиваются сопернику. При присвоении очков судья называет фамилию игрока, аналогично он поступает при присвоении суммарных очков ошибок в пользу соперника.

9. Отказ от игры во время партии

1. Игрок, который покидает свое место во время партии без разрешения судьи, проигрывает эту партию — ему засчитывается поражение.

2. Любой игрок, отказавшийся продолжать партию после указания судьи, исключается из соревнования.

10. Шары в контакте

1. Если биток игрока находится в контакте с одним или двумя шарами, игрок не имеет права посылать его прямо на этот или эти шары.

2. Если биток игрока находится в контакте с бортом, то он не имеет права играть на этот борт.

3. Для выполнения ударов игрок должен играть по битку либо отделением его от соприкасающегося шара (ударом «абриколь» — вначале битком о борт, затем в шар соперника), либо ударом сверху (массе), но так, чтобы не стронуть шар, находящийся в контакте с битком. Не ошибка, если шар, находящийся в контакте с битком, шевельнется только из-за того, что теряет точку опоры, которой ему был биток (см. п. 4.1.3 Правил WCBC).

4. Если в случае положения «шар в контакте» нет возможности совершить удар без ошибки, судья устанавливает три шара в начальное положение. При выполнении этого удара соответственно игрок не может получить положительные очки, он может сделать только отыгрыш, а соперник после отыгрыша может получить положительные очки (или очки ошибок).

11. Выскочившие шары

1. Шар считается выскочившим из бильярда, если он покидает бильярд или касается материала обрамления борта.

2. Сам факт выскакивания шара считается ошибкой (2 очка).

3. Если один или несколько шаров выскакивает из бильярда, то судья возвращает выскочившие шары на бильярд для удара с руки, если:

а) выскочил биток игрока, то судья устанавливает его на отметку возле короткого борта, противоположную той, где находится шар соперника, который должен произвести удар с руки. Если эта отметка занята или закрыта, то шар устанавливается на отметку, соответствующую шару, который занял или закрыл эту отметку у короткого борта;

б) выскочил шар соперника, то его размещают для удара с руки в части бильярда, противоположной той, где находится шар игрока, который только что совершил удар;

в) выскочил красный шар, то судья устанавливает его в начальное положение на отметку, где установлен красный шар. Если отметка занята или закрыта, то красный шар устанавливается на отметку, соответствующую шару, который занимает или закрывает отметку. Судья устанавливает шар игрока для удара с руки в часть бильярда, противоположную той, где находится шар игрока, который только что произвел удар (и выскочил красный шар).

12. Опрокидывание фишек

1. Фишка считается сбитой, если ее основание полностью теряет контакт с игровой поверхностью стола.

2. Фишка, уже сбитая, вернувшаяся в свое первоначальное положение (одна или несколько), считается опрокинутой, и ее очки засчитываются.

3. Фишка считается опрокинутой, если она сбита другой фишкой.

4. Не считается опрокинутой фишка, если она сдвинута с места установки, а основание остается в контакте с игровой поверхностью стола. Судья возвращает ее в свое первоначальное положение до выполнения следующего удара.

5. Не считается сбитой фишка, получившая удар, но при этом не потерявшая контакт с игровой поверхностью стола.

6. Если фишка, опирающаяся на биток, падает в результате движения битка от фишки, она не считается опрокинутой, а при движении битка на фишку она считается опрокинутой (судья имеет право убрать фишку, опирающуюся на любой из шаров, если это возможно, до очередного удара).

7. Если место одной или нескольких фишек полностью или частично занято шаром или шарами, судья убирает соответствующие фишки. Убранные фишки не учитываются в результате очередного удара и устанавливаются после освобождения места их установки.

13. Игра с руки

1. Если игрок совершает ошибку, его соперник получает возможность играть с руки за исключением ошибки, когда шар игрока после правильного касания шара соперника сбивает фишки.

2. В конце неправильного удара игрока судья берет в руку шар соперника, который должен производить следующий удар, и кладет его свободно в половину игрового поля стола, противоположную той, где находится шар игрока, совершившего ошибку. (Шар нарушителя остается в своем положении).

3. Игрок, производящий удар после удара нарушителя, устанавливает свой шар только с использованием кия в половине игрового поля, где положил этот шар судья, при этом никакая часть этого шара не должна выходить за среднюю линию бильярда.

4. Если шар нарушителя находится точно на средней линии бильярда, тогда шар игрока, производящего удар, устанавливается свободно в нижней половине игрового поля как для начального удара.

5. Игрок, который должен произвести удар с руки, решает сам, играть с руки в соответствии с вышеуказанным положением или попросить (потребовать) судью установить шар нарушителя на свое начальное положение — на верхнюю отметку у верхнего короткого борта. Если это положение занято красным шаром, тогда шар нарушителя устанавливается в другой части бильярда на соответствующую отметку, в этом случае игровой шар располагается в другой половине бильярда.

6. Если игрок, который должен произвести удар с руки, касается своего игрового шара до того, как судья его установит, игрок штрафуется, и удар с руки переходит к сопернику.

7. По просьбе игрока судья должен показать ему свой игровой шар.

14. Место игрока

Игрок, не выполняющий удар, должен ожидать своего удара, стоя или сидя на местах, предусмотренных для этого, воздерживаясь от жестов, и не должен производить шум, который может мешать его сопернику.

15. Ошибки (штрафы)

1. Если при проведении своего удара игрок делает несколько ошибок, то значение очков каждой ошибки складывается и начисляется сопернику.

2. Бывает ошибка со штрафом только очков фишек и карамболя без приведения игры с руки и без другого дополнительного штрафа: если игровой шар (биток) после правильного касания шара соперника сбивает фишки (а возможно, и делает карамболь), судья обозначает фишки. Все ошибки ведут к штрафу (2 очка) плюс штрафные очки за сбитые фишки и карамболь.

3. Следующие ошибки дают сопернику помимо упомянутых очков дополнительно еще 2 очка и возможность играть с руки, если:

а) судья устанавливает, что игрок производит удар не своим шаром, судья обозначает — неправильный шар;

б) игрок вначале попадает битком в красный шар до касания шара соперника, решение судьи — красный шар. За касание красного шара в этом случае налагается дополнительный штраф — 2 очка (итого 4 очка): 2 очка за промах + 2 очка за карамболь;

в) игрок сбивает своим битком вначале фишки, а затем касается им шара соперника, судья обозначает — фишки;

г) игрок не попал или попал неправильно в шар соперника, судья обозначает — шар соперника;

д) при выполнении удара за пределы бильярда выскакивает один или несколько шаров, штраф в 2 очка накладывается независимо от количества выскочивших шаров, судья обозначает — выскочивший шар;

е) игрок производит удар до того, как все три шара остановились, обозначается — шары в движении;

ж) игрок при проведении удара наносит удар не наклейкой кия, а другой частью кия, обозначается — наклейка;

з) при выполнении одного удара игрок касается наклейкой кия своего шара более одного раза, обозначается касание — у нас двойной удар;

и) игрок прикоснулся к шару или фишке с целью почистить их от грязи, вместо того, чтобы попросить об этом судью, обозначается касание — туш;

к) игрок смещает шар или фишку прямым или косвенным путем (мелком и т.д.) и если это смещение не является следствием проведения удара, обозначается касание — туш;

л) игрок бьет своим шаром прямо на шар соперника, соприкасающийся с битком, или играет прямо на борт своим шаром, соприкасающимся с бортом, решение — шар в контакте;

м) в момент удара по шару при начальном ударе или ударе с руки хотя бы одна нога игрока не касается пола или при начальном ударе или с руки игрок выходит за установленные границы всей ногой или частью (п. 14) — а по венгерскому переводу переступит частично или полностью черту на полу. Применение специальной обуви не разрешается;

н) при установке игрового шара (битка) для выполнения начального удара или с руки игрок касается этого шара чем-то другим, а не кием, или (и) касается этого шара до того, как судья установит его в положение игры с руки, обозначается касание — туш;

о) игровой шар или (и) красный шар перепрыгнул через фишки, прежде чем коснулся шара соперника, обозначается — перепрыгивание шара.

Примечание: при условии, что не будет опрокинута ни одна фишка, проход между фишками при нормальном прокатывании игрового шара по бильярду не считается ошибкой, а действительным (засчитываемым) ударом.

п) игрок касается любого шара (за исключением наклейки кия своего шара при ударе) или фишки до, во время или после удара кием, рукой, одеждой, машинкой и т.д.;

р) игрок делает пропих — толкает два шара одновременно.

16. Ошибки, не засчитываемые игроку.

Любая ошибка, вызванная третьим лицом или обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) игроку не засчитывается.

источник

Игра «Семь кеглей с карамболем» в её нынешнем виде появилась в тридцатые годы XX века. Она стала преемницей «Пятикегельной партии», которая к тому времени утратила свою популярность на лузных столах. Основные её отличия от всех традиционных кегельных партий состоит в том, что игра проходит на лузном столе, игрок, сделавший результативный удар, продолжает подход, да и это единственная игра, где семь кеглей, а не пять.

Говоря об этой игре, хочется отметить, что сами кегли не имеют общепринятых стандартных размеров.
В нашем случае мы используем наиболее оптимальные размеры.
В отличие от своего прародителя «Пятикегельной партии» «Семь кеглей» значительно уменьшились .
Большая кегля — высота 9 см.
Четыре малые кегли, которые ставятся вокруг большой, по 7 см. Две боковые кегли по 7 см.
Диаметр всех кеглей 12 мм.

Центральная отметка (на которую ставится большая кегля) находится в середине игровой поверхности стола.
Вокруг центральной отметки располагаются четыре отметки для малых кеглей, расположенные на линиях, проведенных из центральной отметки перпендикулярно бортам, на расстоянии 73 мм.
Передняя отметка. Задняя отметка.

Можно использовать в качестве битка красный шар, а в качестве двух прицельных — розовый и черный.

Большая кегля на центральной отметке, 4 малые кегли на специальных отметках, 2 боковые кегли на передней и задней отметках.

Прицельные шары выставляются на свои точки, в паре миллиметров от боковых кеглей, в сторону середины стола. Биток располагается в «доме».

Игроки договариваются, с какой суммы они начнут списывать очки. Обычно с 300 или 500.
Побеждает тот, кто первым доведет свои очки до 0.

Первый удар, с руки из дома, наносит игрок, выигравший жеребьевку.

  • Правильным считается удар, в результате которого биток соударяется с прицельным шаром, прицельный шар ударяется в борт и попадает в фишки.
  • Правильным считается удар, в результате которого биток ударяется в борт, затем соударяется с прицельным шаром, прицельный шар попадает в фишки.
  • Правильным считается карамболь — удар, при котором биток последовательно соударяется с каждым из прицельных шаров.
  • Правильным ударом считается сыгрывание прицельного шара в лузу.
  • Правильным ударом считается отыгрыш — удар, при котором биток касается любого прицельного шара.
  • Большая кегля — 25 очков.
  • Малая кегля — по 5 очков.
  • Кегли на передней и задней отметках — по 30 очков.
  • Если сбита только большая кегля — 50 очков.
  • Карамболь — 5 очков.
  • Чужой шар — 5 очков.
  • Если сбиты одновременно большая кегля и четыре малых — 100 очков.
  • Если сбиты одновременно все кегли, игроку засчитывается победа в партии.
  • Если игрок «сделал» подряд пять карамболей, не набирая при этом других очков, ему засчитывается победа в партии.
  • Если в результате удара забиты оба прицельных шара, игроку засчитывается победа в партии.

При штрафном ударе все очки записываются на счет игрока, «на гору».

  • Биток или прицельный шар выскочил со стола — 5 очков.
  • Биток не коснулся ни одного прицельного шара — 5 очков.
  • Биток или прицельный шар напрямую сбил кегли — штраф равен сумме сбитых кеглей.
  • Биток падает в лузу — 5 очков.
  • Касание одеждой или кием кеглей — штраф равен сумме сбитых кеглей.
  • Касание кием прицельного шара — 5 очков.
  • К штрафным очкам приплюсовываются все набранные очки в этом подходе.
  • Если прицельные шары «замазаны», участники могут коснуться или катнуть биток без соударения с прицельными шарами, за это назначается штраф 5 очков. Лидер партии обязан «размазать» позицию.
  • Если в результате штрафного удара сбиты все кегли, игроку приплюсовывается сумма очков, с которой начиналась игра.
  • Забитые прицельные шары выставляются на свою начальную точку. — Если биток упал в лузу, то оба прицельных шара выставляются на свои первоначальные отметки, соперник наносит удар из «дома».
  • Прицельные шары всегда выставляются на точки, на которые были выставлены в начале игры.
  • Если забит прицельный шар в лузу, а его место занято, он выставляется на свободную точку.
  • После завершения удара все кегли устанавливаются на свои точки.
  • Если место сбитой кегли занято шаром, то кегля ставится на свое место после завершения следующего удара, при условии, что место кегли освободилось.
  • Если кегли невозможно выставить на свои места, то большая или малая кегли ставятся посередине, между своим местом и соседней кеглей в противоположном направлении от остановившегося шара.
  • Если занято место боковой кегли, она ставится посередине, между своей точкой и точкой ближайшей малой кегли.

Данные правила не являются официальными. Правила в данной редакции предоставил Виктор Гнидой (Россия).

источник

Я уже рассказывал вам о плохих привычках, которые мешают провести хорошую партию. Но, как известно, плохим привычкам можно противостоять. Для этого необходимо приобрести несколько хороших, которые будут помогать вам в игре. Рассмотрим десять самых лучших.

Первая привычка: научитесь разбивать

Мы уже говорили о том, сколько вреда приносит непродуманный и излишне сильный разбой пирамиды. Чтобы прийти в бильярдный клуб, начать игру с достойным соперником и выиграть, нам потребуется стратегия и подготовка. При этом нужно уделить внимания двум очень важным пунктам:

  1. Стойка. Ошибка многих – начинать выход из стойки при разбое. Это мешает контролю над битком, а также делает удар излишне мощным, но малоэффективным. Как определить, есть ли у вас привычка оставаться в стойке после удара? Очень просто. Оцените положение наклейки кия после завершения удара. Если вы обнаружите ее уже за плечом вашей ударной руки, то это свидетельство того, что вы торопитесь выйти из стойки еще в процессе удара. При такой ошибке выиграть партию вам не поможет даже самый лучший бильярдный кий ручной работы.
  2. Точность важнее силы. Задача разбоя – осуществить точный контакт кия с нужной точкой битка. Если этого не произойдет, то шар может уйти «гулять» по столу, закатиться в лузу или вообще покинуть бильярдный стол, вылетев за борт. Удар должен быть плавным и сильным, но не мощным. Игроки, которые путают эти понятия, не смогут играть на уровне мастеров. Точность – это самое главное в бильярде. Удар необходимо проводить максимально аккуратно, сильно и не зажимаясь. Если ваша рука напряжена, то удар выйдет излишне резким. Для лучшего понимания приведу сравнение: как лучше поливать цветы в саду – из лейки или пожарного шланга? В последнем много силы и мощи, но цветы это убьет. Также можно сказать и про разбой пирамиды.

Вторая привычка: оценка позиций после каждого удара

Многие, особенно новички, анализируют позицию на столе перед тем, как ударить. Это не совсем верное решение. Для целостности картины игры, вы должны понимать позицию после, до и во время удара. Сначала это кажется сложным, но потренировавшись, вы легко сможете разобрать любую партию от начала и до конца. На что нужно обратить внимание, осматривая бильярдный стол после удара? На биток, если вы играете в «Девятку» и подобные ей стратегии, или же на шары в центре, если вам дозволяется бить любым. Почему важно оценивать позицию на столе относительно центрального расположения шаров?

Во-первых, с центра бить лучше, чем с борта, то есть удар будет эффективнее. Во-вторых, хорошо отыграв, вы легко вернете шар обратно в центральную часть и соберете всю партию. В-третьих, для многих стратегий важно, чтобы биток не выходил из игры, а в центре стола, как известно, луз нет.

Но все это возможно, только если вы научитесь правильно оценивать ситуацию после того, как совершили удар.

Третья привычка: сначала занимайтесь кластерами и проблемными шарами

Кластеры и проблемные шары мало у какого игрока вызывают энтузиазм. Но мы говорили уже во вредных привычках, что тянуть с ними не нужно. Если у вас нет уверенности в своих силах, то потренируйтесь разбивать их. Чем больше вы будете иметь дело с кластерами, тем точнее будете понимать, когда нужно их бить, а когда можно оставить в покое. Зная это, можно вести партию уверенно и легко. Если же вы оставите решение за соперником, то инициатива в ведении боя перейдет к нему, и он может сам закончить партию, что для нас не желательно. В случае сомнения о том, как бить, попробуйте отыграться. Но в любом случае выбирайте вариант в вашу пользу, а не в пользу вашего соперника.

Четвертая привычка: играйте просто

Не надо мудрить. Старайтесь всегда использовать самый простой маршрут для выхода и придерживайтесь правила центра стола. Чем больше манипулируете вы с битком, тем больше шансов допустить ошибку при ударе.

Читайте также:  Потолки гипсокартон как сделать самим

Пятая привычка: правильные и обоснованные решения

Не поддавайтесь эмоциям во время игры – все мало обдуманные решения автоматически приведут вас к провалу. Правильный путь можно найти всегда, так как на столе не бывает абсолютно проигрышных положений.

Мы разговаривали о нерешительности в обсуждении плохих привычек, но игра на «авось» еще хуже. Конечно, нельзя предвидеть ход всей игры, поэтому имейте какой-нибудь запасной план, чтобы в случае изменений хода боя не впадать в отчаяние и не делать глупых ошибок. Как только вам перестала нравиться ситуация на столе, начинайте действия по ее исправлению. Поэтому мы снова вернулись к главному аспекту в игре – концентрация, внимание и стратегия.

В следующей статье вы узнаете еще 5 привычек, которые приведут вас к победам.

Вторая часть статьи находиться ЗДЕСЬ! Жмите и читайте!

источник

Предлагаемые вниманию читателя начальные сведения по технике бильярдной игры рассчитаны прежде всего на начинающих и любителей, желающих самостоятельно освоить основные технические и некоторые тактические приемы. Они базируются на современных и общепризнанных методических рекомендациях ведущих мастеров. Несмотря на широкое разнообразие бильярдных игр, изложенные ниже основы техники в равной степени присущи всем без исключения видам. Изложение ведется на примере американского лузного бильярда (пула). Это объясняется не только желанием познакомить любителей с техникой и тактикой именно этой, до недавнего времени известной лишь по отрывкам из американских кинофильмов, но приобретающей все большее распространение в России и в мире разновидностью лузного бильярда. Дело в том, что именно по пулу имеется обширная учебная и методическая литература, практически неизвестная отечественному читателю. Эти методические разработки полезно использовать при освоении любой бильярдной игры, будь то пул, снукер или русский бильярд. Кроме того, подытожены и многолетние наблюдения автора за игрой ведущих мастеров русского бильярда на чемпионатах мира и России в качестве судьи всероссийской категории.

При изложении настоящего раздела использована современная бильярдная терминология. В необходимых случаях следует обращаться к разделу «Азбука современного бильярда».

ПРИМЕЧАНИЕ. Для бильярдистов, играющих левой рукой, все нижеследующие рекомендации следует понимать в зеркальном отображении.

В любом деле важна система, которая предусматривает вполне определенный порядок действий. Например, боевой командир действует по следующей проверенной схеме: оценивает обстановку, принимает решение и отдает приказ. Скрестив кии с соперником за бильярдным столом, вы тоже должны действовать в определенной последовательности: во-первых, нужно оценить позицию на столе, во-вторых, принять игровое решение и, в-третьих, подготовиться в удару. Подготовка к прицельному удару, в свою очередь, предусматривает: выбор точки прицеливания и исходного положения кия, подход к столу и занятие устойчивой игровой стойки, легкую хватку кия и постановку надежного упора, правильный прицел и разминочные маховые движения. Следует особо подчеркнуть, что к любому, даже самому простому удару следует готовиться одинаково тщательно, действуя каждый раз по одной и той же схеме. Напоминаем также, что практически перед каждым ударом желательно мелить наклейку кия во избежание кикса.

1.1. Выбор точки прицеливания

Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. Ниже мы уточним это понятие, а пока

будем понимать под этим точку на игровой поверхности, куда следует направить биток. Действительно, без выбора точки прицеливания нельзя занимать игровую стойку, ведь центр битка и точка прицеливания определяют направление удара, а следовательно, и исходное положение кия.

Игровая стойка должна обспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите в одной вертикальной плоскости три точки — подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь вправо так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый — чуть левее линии кия. При этом между кием и туловищем образуется зазор величиной 10 — 15 см, обеспечивающий свободу движений. Равномерно распределите вес тела между правой и левой ногой. Расположите опорную кисть левой руки на расстоянии 18 — 25 см от битка и наклонитесь вперед. Держите кий так, чтобы кисть правой руки располагалась непосредственно под поднятым локтем. Лучше всего, когда при нанесении удара кисть оказывается на 3 — 5 см впереди локтя, но ни в коем случае не сзади (см. илл. 1).

Выше было сказано, в каком месте держать кий. Теперь несколько слов о том, как держать кий. Держать кий следует без напряжения с помощью большого и трех первых пальцев правой руки (см. илл. 2), при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкую хватку на протяжении всей игры. Слишком сильное сжатие кия при нанесении удара по битку является распространенной ошибкой, которая не только сказывается на точности, но и не позволяет

выполнить целый ряд основополагающих технических приемов, предусматривающих передачу битку сильной подкрутки.

Для нанесения точного удара чрезвычайно важен надежный КИСТЕВОЙ УПОР для кия. Постановка руки должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое направление. Различают два основных упора — открытый и закрытый. При постановке ОТКРЫТОГО УПОРА кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб (см. илл. 3 ). Этот изгиб и служит упором для кия (см. илл. 4). Для увеличения высоты упора пальцы нужно потянуть на себя, а для уменьшения — вытянуть вперед. Таким образом можно уверенно наносить удары в верхнюю, среднюю или нижнюю часть битка. На начальном этапе

освоения техники игры, когда основное внимание следует уделить точности и умению регулировать силу удара, начинающему следует подобрать высоту упора таким образом, чтобы удар пришелся в центр битка, то есть чтобы удар получился ЦЕНТРАЛЬНЫМ. РАЗМЕР ОТКРЫТОГО УПОРА определяется как расстояние между битком и большим пальцем. Как правило, используют упоры размером от 18 до 25 см. Опытные мастера используют открытый упор при выполнении ударов, не требующих сильной подкрутки битка. Очень важно использовать открытый упор при нанесении удара по отдаленным шарам, когда приходится вытягиваться и располагать опорную кисть на расстоянии более 30 см от битка (см. илл. 5).

По мере совершенствования техники возникнет необходимость разучить удары по другим участкам битка, расположенным выше, ниже, левее, правее и т. д. Следует отметить, что при сильном ДЕЦЕНТРИРОВАННОМ УДАРЕ становится труднее сохранить не только более

продолжительный контакт наклейки с битком, но и УСТОЙЧИВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ. В этих случаях рекомендуется использовать так называемый закрытый упор. Для постановки ЗАКРЫТОГО УПОРА положите опорную кисть плашмя на стол, прочно оперев нижнюю часть ладони (см. илл. 6). Согните указательный палец так, чтобы его конец касался большого пальца (см. илл. 7). Используя в качестве направляющего желоба внутренние стороны суставов большого и указательного пальцев, вставьте кий в образованную ими замкнутую петлю. А теперь прочно обхватите кий указательным пальцем, при этом петля должна быть свободной ровно настолько, чтобы можно было легко совершать маховые движения кием вперед и назад. После этого растопырьте и твердо обоприте о стол средний палец, безымянный палец и мизинец. Они образуют треногую опору, которая должна быть прочной и в то же время естественной. При правильно поставленном упоре кий легко пере-

мещается, сохраняя точно заданное направление. Для увеличения высоты упора приподнимите стреноженные пальцы (см. илл. 8), а для уменьшения — опустите их так, чтобы большой палец расположился плашмя на игровой поверхности стола (см. илл. 9). Такой упор обеспечивает более устойчивое сопровождение. При этом чем более мягким и плавным является ударно-маховое движение, тем в более высокие или более низкие участки битка можно наносить удар, не опасаясь проскальзывания наклейки кия по поверхности битка (кикса).

Рассмотрим теперь УПОРЫ НА ПОРУЧНЕ. Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным (см. илл. 10). Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем (см. илл. 11). При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление

Илл 12 Илл 13

кия. Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцем. Остальные три пальца положите на поручень, как показано наилл. 12. Если необходимо произвести удар по битку ЧЕРЕЗ ШАР, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (см. илл. 13 и 14). Это неудобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.

(Если биток расположен вне досягаемости, воспользуйтесь МАШИНКОЙ. Обоприте переднюю часть машинки о стол на расстоянии 15 — 20 см от битка, а конец отведите в сторону и придерживайте левой рукой. Установите кий в одном из вырезов. Обхватите турник снизу большим, а сверху остальными четырьмя пальцами правой руки и отведите локоть вправо, как показано на илл. 15.)

Правильный прицел — основа точного удара. Ниже мы уточним способ определения точки прицеливания. Если же точка прицеливания определена, то все внимание следует сосредоточить на том, чтобы точно направить кий в эту точку. Вернемся к игровой стойке (см. илл. 1). В процессе прицеливания взгляд скользит от центра битка к точке прицеливания и обратно, при этом игрок корректирует направление кия, стараясь сориентировать его точно вдоль линии прицеливания. В случае необходимости следует чуть сместить упор и (или) корпус. После того как кий сориентирован и все готово для удара, взгляд должен быть сосредоточен на точке прицеливания.

1.6. Разминочные маховые движения

При выполнении удара рука, а вернее, часть руки от локтя до запястья совершает УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. Поэтому, прежде чем выполнить какой-либо удар, следует убедиться не только в правильности игровой стойки и прицела, но и в том, что кий может свободно скользить назад и вперед на полный размер упора (18 — 25 см). Для этого обычно производят несколько разминоч-ных маховых движений. Это своего рода репетиция удара. Она не только приучает руку двигать кий строго в направлении точки прицеливания. Во время репетиции игрок мысленно прокручивает удар, активизирует мышечную память и подбирает необходимое ускорение ударно-махового движения. Чем сложнее или сильнее удар, тем длительней должна быть репетиция. Обычно опытные игроки перед ударом делают от трех до десяти разми-ночных маховых движений в зависимости от степени сложности удара.

При выполнении разминочных движений взгляд непрерывно следит за правильностью прицела. Необходимо также следить за тем, чтобы маховое, маятникообразное движение строго в плоскости прицеливания совершала лишь часть руки от локтя до запястья. Локоть опускается строго вертикально лишь на этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ (см. ниже). В этом залог точности удара.

При замахе рука медленно отводится на исходную позицию. Чем сильнее удар, тем дальше следует отвести руку назад. Важно выполнять замах одинаково медленно, независимо от силы удара, и, отведя руку, выдерживать небольшую паузу.

С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое движение, однако по существу складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА.

Таким образом, удар по битку является центральным, но не единственным этапом ударно-махового движения. На этапе УСКОРЕНИЯ рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе АМОРТИЗАЦИИ разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. При этом важно самортизировать, смягчить удар и отдачу, не допустить преждевременного отрыва битка от наклейки под действием пиковых ударных сил. На этом этапе биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ, который является завершающей и наиболее важной частью ударно-махового движения, происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому, собственно говоря, и сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. Следует сразу же подчеркнуть, что сопровождение — это не пропих и тем более не движение вслед, вдогонку битка. В отличие от пропиха сопровождение является неотъемлемой частью любого правильного ударно-махового движения. Здесь все дело в соразмерности. Согласно международным правилам пула именно несоразмерность ударно-маховому движению отличает пропих (толчок) от правильного удара. Пропих, бросок, толчок — это сопровождение без удара. Удар без сопровождения, когда биток сразу же срывается с наклейки, — это жесткий, несамортизированный и, как правило, неточный удар, а то и вовсе кикс. (Единственным исключением является правильно выполненный ПЕРЕСКОК в пуле, который подробно описан в разделе «Азбука современного бильярда».) Обычно нормальное сопровождение составляет 10—15 см. Естественно, что его нужно соразмерять с конкретной позицией шаров на игровой поверхности стола. При этом ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖАТЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО СОУДАРЕНИЯ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ. Это можно квали-фицировть и как пропих, и как двойной удар. В любом случае это противоречит всем правилам и наказывается фолом (штрафом).

Таким образом, ускорение, амортизация и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно — плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.

Итак, мы получили представление о процедуре подготовки к удару и об ударно-маховом движении. Теперь можно приступить к его практической отработке, или, как говорят, к постановке удара. В качестве начального упражнения можно порекомендовать удары по битку с передней отметки в дальнюю угловую лузу. Начинать нужно, естественно, с ЦЕНТРАЛЬНОГО УДАРА или даже удара чуть выше центра битка, используя открытый кистевой упор. Подготовьтесь к удару в полном соответствии с описанной выше последовательностью действий. Обратите особое внимание на устойчивость игровой стойки и упора, легкую хватку и расслабление кистевого сустава, неподвижность локтя. Убедитесь в том, что кий направлен точно в цель, а рука может свободно двигаться назад и вперед на полный размер упора (18 — 25 см). Затем произведите несколько плавных разминочных маховых движений. Остановите кий у битка и проверьте точность прицела, скользя взглядом по прямой линии от кия к точке прицеливания. Если прицел выглядит безупречным, сосредоточьте взгляд на точке прицеливания. Сделайте медленный замах и с необходимым ускорением произведите плавное ударно-маховое движение с сопровождением битка вперед. При этом кий, пройдя строго над передней отметкой, должен остановиться на 10—15 см впереди нее, сохраняя направление вдоль линии прицеливания. Если после выполнения удара кий уходит влево или вправо, повторите упражнение вновь до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Очень важно производить замах одинаково медленно, независимо от силы удара по битку. Ни в коем случае не следует отводить кий назад быстрее только потому, что необходимо нанести более сильный удар. Здесь ситуация такая же, как при бросании мяча: чтобы точно попасть в цель, мы медленно отводим руку назад, а затем производим сильный бросок вперед.

В качестве полезного упражнения рекомендуется выполнять удары с передней отметки в середину противоположного короткого борта. При правильном и точном центральном ударе биток должен вернуться и коснуться наклейки.

На следующем этапе можно практиковать лобовой удар по прицельному шару, установив прицельный шар на прямой, соединяющей биток и центр угловой лузы. В этом случае точкой прицеливания служит центр прицельного шара. Практикуйте удары различной силы, изменяя расстояние между шарами.

Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой — изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону — придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка — основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом

Рис. 39. Соударение на резке.

зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Посмотрим на рис. 39. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть — ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Читайте также:  Как сделать куклу из соленого теста своими руками в домашних условиях

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ

Центрального удара по битку в принципе вполне достаточно, чтобы освоить кладку прицельного шара. И если читатель открыл книгу только для того, чтобы узнать, как направить прицельный шар в лузу, то, ознакомившись с понятием о резке, он может незамедлительно приступать к игре. Действительно, для многих любителей бильярд — это кладка шаров и не более того. Они даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, что место его остановки можно контролировать. Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, они всякий раз в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, остановиться у короткого борта, прокатиться немножечко подальше и т.п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важна сила и точность удара, для серьезной игры этого, увы, мало. Кладка становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком. Это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в русском бильярде, сколько для ведения позиционной игры — основы основ лузного бильярда, будь то русский бильярд, пул или снукер. Игра человека, познавшего тонкости контроля и управления битком, с неискушенным любителем — это все равно что поединок мастера каратэ с дворовым хулиганом, разучившим лишь один удар — с размаху в челюсть. Однако дело не только в результате. Если вы освоите технику контроля и управления, перед вами раскроются необычайные красоты и поистине неограниченные возможности позиционной игры, ее глубокие интеллектуальные аспекты. Игра становится более интересной, осмысленной. Вы сможете проявить всю свою фантазию и способности. Разве ради этого не стоит потрудиться?

Между контролем и управлением разница небольшая. Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ мы будем понимать совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ — умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то и другое одинаково важно.

4.1. Накат, остановка и оттяжка

НАКАТ, ОСТАНОВКА и ОТТЯЖКА — это три кита, на которых держится вся техника управления битком. И начинающий должен в первую очередь овладеть именно этими техническими приемами. Понятно, что накат получится в том случае, если биток послеЛОБОВОГО соударения сохранит верхнее вращение; остановка — если биток к моменту соударения не приобретет верхнее или утратит приданное ему нижнее вращение за счет трения о сукно; и, наконец, оттяжка — если биток после соударения сохранит достаточное нижнее вращение. При выполнении наката удар, как правило, наносится в верхнюю половину битка, причем чем выше наносится удар, тем более сильное верхнее вращение получает биток. При выполнении оттяжки, наоборот, чем ниже наносится удар, тем более сильное нижнее вращение придается битку.

Сразу же оговорим, что нижняя подкрутка и ОТТЯЖКА — это далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно перепутаны. Нижняя подкрутка битка — обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки. Она используется, например, при выполнении остановки. Автору неоднократно приходилось наблюдать, как начинающие или по наитию, или, прочитав что-то про «клапштос», пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого конечно же ничего не получится. Для того чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. Тогда за счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удается «донести» до прицельного шара.

Для придания битку нижнего вращения необходимо довольно быстрое и мягкое «подсекающее» движение с кистевым сопровождением. Но это полдела. Если все усилия сосредоточить только на придании подкрутки, то ОТТЯЖКА не получится. Нижнее вращение не удастся донести до прицельного шара. Его очень быстро «съест» трение о сукно. Главное условие выполнения оттяжки в том, что, ПОМИМО СИЛЬНОГО НИЖНЕГО ВРАЩЕНИЯ, БИТКУ НУЖНО ПРИДАТЬ СИЛЬНОЕ СКОЛЬЗЯЩЕЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Понятие СКОЛЬЖЕНИЕ и СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР подробно описаны в разделе «Азбука современного бильярда». Остается добавить, что только на сильном скользящем ударе можно быстро «донести» нижнее вращение до прицельного шара.

Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара. Тут ситуация такова: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и от того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Примерная точка приложения

Рис. 40. Примерная точка нанесения удара при выполнении оттяжки.

показана на рис. 40. Она отстоит от центра приблизительно на полрадиуса шара. Во-вторых, нужно нанести сильный, но мягкий удар с устойчивым сопровождением битка. При выполнении остановки и оттяжки следует иметь в виду, что чем дальше отстоит биток от прицельного шара, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар. Для достижения максимального эффекта ударно-маховое движение должно обеспечивать сопровождение битка вперед на 10 — 15 см. (Напоминаем, что мы ведем речь об ударах горизонтально ориентированным кием. Удары приподнятым кием — это удары категории МАССЕ, и о них разговор особый.)

Предлагаем несколько простых тренировочных упражнений для отработки наката, остановки и оттяжки. Вначале упражнение для отработки НАКАТА. Расположите шары согласно рис. 41. Нанесите несильный удар по битку выше центра на полрадиуса так, чтобы после удара он остановился в положении 1. Повторите удар с чуть большей силой так, чтобы биток остановился в положении 2. А теперь ударьте еще сильнее

и добейтесь того, чтобы биток остановился в положении 3.

Следующее упражнение — для отработки ОСТАНОВКИ. Расположите шары согласно рис. 42, начав с положения 1. Нанесите удар по битку ниже центра примерно на один диаметр наклейки. Необходимо вы-

Рис. 42. Отработка остановки.

поднять ударно-маховое движение одинаково плавно и стремиться к тому, чтобы биток остановился сразу же после соприкосновения с прицельным шаром. Проделайте это несколько раз, чтобы почувствовать, насколько сильно следует наносить удар. Затем наносите удары по битку немного ниже и с несколько меньшей силой, стараясь получить при этом тот же результат. После этого переходите к положению 2. На этот раз наносите удар по битку ниже центра на полрадиуса и немного сильнее, чем в положении 1. Повторив упражнение несколько раз в новой позиции, вы вскоре почувствуете, насколько сильно следует наносить удар. Продолжите тренировку, используя для битка исходные положения 3 и 4 и каждый раз увеличивая силу удара. Если у вас возникают затруднения в какой-то определенной позиции, повторяйте упражнение до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Запомните: чем ниже наносится удар по битку, тем меньшая сила требуется для того, чтобы остановить биток после соприкосновения с прицельным шаром.

Поупражняемся теперь в выполнении ОТТЯЖКИ. Расположите шары согласно рис. 43. Сначала нанесите удар по битку с умеренной силой на полрадиуса ниже центра так, чтобы биток откатился назад в положение 1. Увеличивая силу удара, добейтесь того, чтобы биток откатывался назад все дальше, останавливаясь в положениях 2 и 3. При выполнении этих упражнений обратите особое внимание на то, чтобы кий сопровождал биток вперед на 10 — 15 см. Как при остановке, так и при оттяжке удар по битку наносится примерно на полрадиуса ниже центра. Если ударно-маховое движение руки хорошо отработано, наносите удары по битку, слегка наклоняя кий вперед так, чтобы, продвинувшись на 10 — 15 см, он остановился, почти касаясь сукна.

Поговорим теперь о БОКОВИКЕ. Он также относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком и используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке». Боковик — это децентрированный удар с боковой подкруткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с БЕГУЩИМ ВИНТОМ, для сужения — боковик с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Следует всегда помнить о том, что боковик в пуле, как правило, используют не для того, чтобы забить прицельный шар, а для выхода под следующий шар. Хотя роль боковика при игре с выходами чрезвычайно велика, опыт показывает: чем реже используешь боковик, тем меньше промахов по лузе. Дело в том, что боковик влечет за собой побочные эффекты, способные изменить направление движения битка. Они проявляются особенно сильно при выполнении удара наклоненным кием. Это так называемый эффект массе (см. раздел «Азбука современного бильярда»). Однако и при ударе горизонтально ориентированным кием происходит небольшое отклонение траектории движения битка от линии прицеливания за счет ударного импульса в сторону центра битка. Другими словами, правый боковик уводит биток немного влево, а левый немного вправо. Поэтому при исполнении правого боковика точку прицеливания следует сместить немного вправо, а при исполнении левого боковика — немного влево.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе освоения техники не следует увлекаться ударами в удаленные от центра участки битка. Дело в том, что при боковом децен-трированном ударе сохранить устойчивый контакт наклейки кия с битком гораздо труднее. Причем тем труднее, чем сильнее и дальше от центра наносится удар. Мы уже говорили о том, что наклейку необходимо мелить специальным бильярдным мелом. Добавим только, что при подкрутке битка мелить нужно особо тщательно. Иначе вместо подкрутки может получиться кикс. Кроме того, важное значение имеет правильная полусферическая форма наклейки, обеспечивающая «шарнирность» контакта.

Теперь о мягкости удара и плавности сопровождения. Выше было уже сказано, что хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяет сохранить контакт наклейки с битком. Остается добавить, что при подкрутке битка эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо. Все знают, что импульс нужно прилагать не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте, однако, сильно раскрутить колесо ударом кулака — ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить примерно то же самое движение, то эффект будет совершенно другой. При подкрутке битка происходит примерно то же самое.

Как и любой другой технический прием, боковик следует вначале отработать на тренировке. На рис. 44 представлены примеры изменения углов отражения в зависимости от направления боковой подкрутки при выполнении

Рис. 44. Накат с бегущим и обратным винтом.

НАКАТА. Попробуйте убедиться в этом сами. Вариантов взаимного расположения шаров бесчисленное множество. Практикуйте удары различной силы с БЕГУЩИМ и ОБРАТНЫМ ВИНТОМ, стараясь при этом КОНТРОЛИРОВАТЬ БИТОК. Со временем можно переходить к выполнению боковика в сочетании с ОТТЯЖКОЙ.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

Освоив основные технические приемы — накат, остановку, оттяжку и боковик, можно перейти к освоению основных приемов ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов позиционной борьбы, многие из которых пояснены выше в «Азбуке современного бильярда», мы остановимся прежде всего на умении делать ВЫХОД. Это элемент активной позиционной игры. Он играет важную роль в любой лузной игре, но имеет особое значение для пула и снукера, поскольку эти игры основаны на умении забить не один шар, а СЕРИЮ шаров. Если, допустим, при игре в «Русскую пирамиду» или «Московскую пирамиду» серия из трех и более шаров является достаточно большой редкостью, то в пуле и снукере при прочих равных условиях успех сопутствует игроку, умеющему построить серию и довести партию до победы.

В основе выхода лежит КОНТРОЛЬ БИТКА. Смысл ВЫХОДА в том, чтобы, сыграв один несложный прицельный шар, поставить биток в такое место на игровой поверхности, откуда можно легко сыграть другой прицельный шар. Проще всего научиться делать выход, отрабатывая на тренировке какой-либо конкретный удар. При этом на сукне следует пометить мелом позицию прицельного шара и битка, для того чтобы можно было начинать каждый раз из одного и того же исходного положения. Расположите шары согласно рис. 45. Забейте прицельный шар в лузу, нанеся удар по битку чуть выше центра, и проследите за тем, в каком месте он ударится о первый борт и в каком направлении отразится от него.Если наносить удары по битку в одно и то же место, но с различной силой, то можно заметить, что траектория его движения остается почти неизменной, изменяется лишь пройденный им путь (РАЗМЕР УДАРА). Регулируя силу удара, сделайте выходы под каждый из показанных на схеме прицельных шаров.

Если же теперь из того же исходного положения наносить удары по битку чуть ниже центра, то траектория его движения существенно изменится. Регулируя силу удара, добейтесь того, чтобы биток, двигаясь по той же траектории, перемещался по столу все дальше и дальше. Продолжайте упражняться, нанося удары по битку еще ниже. Это позволит вам получить основные сведения о том, что произойдет при ударе по битку в различные точки и с различной силой.

Следующее упражнение демонстрирует, как изменится траектория при нанесении удара по битку в точки, расположенные на различной высоте. Расставьте шары согласно рис. 46. Если выполнить НАКАТ, то биток опишет показанную на рисунке кривую. Если нанести жест-

Рис. 46. Изменение траектории движения битка.

кий ПЛОСКИЙ УДАР чуть ниже центра, то биток пойдет по прямой к короткому борту. Если ударить по битку на полрадиуса ниже центра, то он оттянется ближе к угловой лузе.

Успешная игра на выходах основана на хорошем ПОЗИЦИОННОМ МЫШЛЕНИИ, которое предполагает быстрое нахождение простейших путей для построения серии. Для развития навыков позиционного мышления рекомендуется выполнить упражнение, которое можно назвать «Тройка с руки». Бросьте на стол три шара. Допустим, что они расположились так, как на рис. 47. Шары занумерованы в том порядке, в каком их проще всего сыграть в лузы. Если ударить по битку выше центра, то он, положив шар № 1, за счет наката ударится о борт и отразится в направлении шара № 2. В зависимости от силы удара биток остановится в одном из показанных на схеме положений. Здесь промахнуться очень трудно. Если вновь нанести удар по битку выше центра, то биток, положив шар № 2, остановится внутри заштрихованного сектора. После этого легко положить шар № 3.

Многократное повторение одних и тех же ударов — лучший способ обучения игре. Не увлекайтесь сложными ударами через весь стол. Отрабатывать стоит лишь удары простые и средней сложности, при выполнении которых часто ошибаются. Под ошибкой в данном случае следует понимать не просто промах по лузе, а неудачный выход под следующий шар. Поэтому на тренировках следует повторять удар даже в том случае, если прицельный шар сыгран, но выход не получился. Отрабатывайте выход до тех пор, пока не научитесь с уверенностью достигать желаемого результата. Многие полагают, что успех в игре приносит умение выполнять сложные удары. Практика, однако, показывает, что выигрывают не те, кто выполняет сложные удары, а скорее наоборот, проигрывают те, кто не может сделать правильный выход при выполнении простых ударов.

В качестве хорошего тренировочного упражнения как для начинающих, так и для более сильных игроков можно рекомендовать игры в «Восьмерку» и «Девятку» с измененными правилами. Если с разбития падает шар, то можно начинать свою серию ИГРОЙ С РУКИ. После промаха по лузе соперник начинает свою серию также с руки. Преимущество такой игры в том, что игра с руки начинается с осмотра стола. Даже начинающий увидит возможность забить два, а то и три шара. Более опытный игрок очень быстро находит наиболее рациональный способ последовательно забить все шары. Такая тренировочная игра приучает быстро принимать стандартные игровые решения и выбирать наиболее простой путь для организации серии. Час игры в «Восьмерку» или «Девятку» с руки дает для обучения столько же, сколько пятнадцать часов обычной игровой практики.

Следует подчеркнуть, что технику и тактику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Чем шире арсенал технических приемов — тем больше возможностей для позиционной игры. Выше были рассмотрены довольно простые выходы. По мере совершенствования техники игры можно переходить к более сложным и изощренным выходам. Однако всему свое время. Не следует торопить события. Только освоив основополагающие приемы, можно переходить к разучиванию более сложных, при этом важно правильно оценить уровень своей игры. Начинающему можно дать простой совет: НЕ ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ХОРОШО, КАК ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ПЛОХО. Мне приходилось довольно близко общаться со многими известными мастерами. И все они, как правило, не удовлетворены своей игрой. Это вполне понятно. По мере совершенствования мастерства и обретения опыта в корне изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На плохую игру жалуются даже те виртуозы, которые регулярно заканчивают партию с кия. Понаблюдайте за игрой признанных мастеров на официальных соревнованиях, и тогда вы поймете, что такое современный лузный бильярд высокого уровня.

источник